Присутствие в популярной культуре
- Терменвокс ненадолго появляется в сериале Симпсоны (сезон 15, серия 14 и сезон 22, серия 20).
- Он также появляется в экранизации манги Nodame Cantabile , когда Нодаме встречает призрак консерватории в Париже.
- Терменвокс используется в сериале «Теория большого взрыва» (сезон 4, эпизод 12), когда Шелдон использует его для воспроизведения темы « Звездный путь» и песни « Никто не знает проблемы, которую я видел» .
- Леонард Нимой ( Спок в сериале и фильмах « Звездный путь » ) играл на терменвоксе, поэтому его играет Шелдон Купер .
- В романе Гленна Тейлора « Баллада о Гёль-Транше» Зизи Козма — виртуозный терменвокс.
- В сезонах 3 и 8 сериала « Американская история ужасов» Миртл Сноу играет на терменвоксе.
- Терменвокс появляется в канадском фильме « Les Aimants » Ива Пеллетье .
- Персонаж Ганнибала Лектера из одноименного сериала также играет на терменвоксе.
- В My Little Pony, Equestria Girls, Rainbow Rocks: этот инструмент используется Пинки Пай как пример возможного инструмента для игры.
- В фильме L’Élève Ducobu Гислен Рато (играет Жозефин де Мо ) играет на терменвоксе на Рождество .
- В сериале « Футурама » (6 сезон, 19 серия) доктор Зойдберг на этом инструменте исполняет реквием по похоронам Бендера.
- В сериале « Сорняки » (сезон 5, серия 5) на терменвоксе играет учитель Шейна Ботвина.
- Французская группа L’Impératrice назвала песню Parfum thérémine на своем альбоме Odyssey .
Экскурс в историю
При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется никакого физического воздействия на инструмент. Влияние на инструмент происходит путем движений рук в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром.
Электромагнитное поле создают два генератора высокой частоты, которые встроены в инструмент. Один из генераторов имеет постоянную частоту, второй — переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой музыканта и инструментом, и меняет частоту генератора. По итогу, из одной частоты вычитается вторая — и нашему слуху предстают чудесные звуки терменвокса.
Появился инструмент, как было замечено в начале статьи, практически случайно — при исследовании той области науки, которая к звуку и музыке отношения не имеет.
Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки.
Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его «Этерон» (ether — «эфир»). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).
Не прошел данный инструмент и мимо внимания правительства. В скором времени терменвокс был представлен в Кремле. Кстати, на инструменте пробовал сыграть и вождь мирового пролетариата — В.И. Ленин. Ходят слухи, что Ленину, не обладая какими-либо навыками игры на терменвоксе, удалось почти точно воспроизвести «Жаворонка» композитора Глинки.
Вскоре после этого терменвокс приобрел всемирную известность. Сам Термен со своим инструментом выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и многих других городах и странах, находя там единомышленников и будущих учеников. В США Термен основал крупную музыкальную студию, которая внесла весомый вклад в популяризацию терменвокса.
Разновидности терменвокса
Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.
Классический
Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.
Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:
- экземпляр американского музыканта Клары Рокмор;
- исполнительницы Люси Розен, названной «апостолом терменвокса»;
- Натальи Львовны Термен – дочери создателя музыкального устройства;
- 2 музейных экземпляра, хранящихся в московском Политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.
Системы Ковальского
Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.
Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.
Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.
Матремин
Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.
Виртуальный
Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.
Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.
Расскажи-ка мне, дружок, что такое терменвокс
Терменвокс уже давно угнездился в массовой культуре – и его загадочное название, и потусторонние переливы с космическим вибрато, и ретрофутуристический дизайн: деревянный ящичек с ручками настройки и двумя антеннами.
Вертикальная отвечает за высоту, горизонтальная загогулина сбоку – за громкость.
Чем ближе рука к антенне справа, тем выше звук. Чем ближе к антенне слева – тем громче. Если прислушаться, напоминает не то человеческий голос, не то скрипку, не то духовые.
При этом “предтеча синтезаторов” – штука целиком и полностью аналоговая, в ней нет никаких микросхем. Видимо, потому Петр Термен и говорит не “электронная музыка”, а “электромузыка”.
— Стоит услышать ваше имя, как сразу представляется образ: славный продолжатель прадедовских традиций идет по стопам великого предка. А вся семья от мала до велика засыпает и просыпается с терменвоксом. Наверняка все было иначе?
— Моя бабушка (Наталья Термен, дочь Льва Термена) с 1980-х годов профессионально играет на терменвоксе. И да, действительно, бывали времена, когда я засыпал и просыпался под терменвокс.
Думаю, что это случалось со всеми членами нашей семьи. Поэтому терменвокс органично вошел в мою жизнь. Я очень благодарен Наталье Львовне за то, что она привила мне аутентичную звуковую культуру работы с инструментом.
— То есть, это бабушкино влияние?
— Все не так просто. Понятно, когда люди узнают мою фамилию, то сразу представляют себе, как я с раннего детства учился играть на терменвоксе. Но никто специально меня не учил.
Дело в том, что Лев Сергеевич всегда сам ремонтировал и настраивал терменвоксы, и после его смерти в 1993 году инструменты перестали работать. В доме остался один рабочий терменвокс. Естественно, ребенка к нему не подпускали. С практической точки зрения я впервые попробовал поиграть на терменвоксе около семи лет назад.
— Насколько легко научиться на нем играть? Существует легенда, что Ленин при встрече с Терменом исполнил “Жаворонка” Глинки чуть ли не с первого раза.
— Как вспоминал Лев Сергеевич, в 1922 году его пригласили в Кремль продемонстрировать терменвокс Владимиру Ильичу. Устроили небольшой концерт, аккомпанировала секретарь Ленина, Фотиева, она была пианисткой.
Ленин решил попробовать сам. Лев Сергеевич помог Ленину, играя его руками “Жаворонка” Глинки а дальше Владимир Ильич, ориентируясь на слух, повторяя движения рук , вполне удачно наиграл мелодию. Эта история стала своего рода “визитной карточкой” для терменвокса в Советском Союзе.
Кстати, первые серийные терменвоксы были выпущены в США в начале 1930-х при непосредственном участии Льва Термена. Была целая рекламная кампания, уверявшая, что это самый простой инструмент на свете, и каждый может легко освоить его.
Конечно, то было преувеличение. Хотя у терменвокса есть любопытная черта. Все мы знаем: чтобы играть музыку, нужен музыкальный слух. Но как мы определяем его наличие?
— Нужно что-нибудь спеть? Или сыграть?
— Вот. Это в принципе неправильно. Так мы проверяем не музыкальный слух, а способность управлять голосовыми связками. Или руками. Человек может прекрасно слышать, что он сфальшивил, но что он кому докажет? В итоге неизменный вердикт “медведь на ухо наступил”.
На самом деле у большинства людей музыкальный слух есть, просто нуждается в развитии. У меня недавно был случай: ко мне на занятия пришла ученица. Она всегда считала, что у нее очень плохо со слухом, даже не пробовала заниматься музыкой. А когда мы начали упражнения, то она очень легко и точно попала в ноты. Это произвело большое впечатление и на нее, и на меня.
Технические особенности
Это был первый случай, когда звук извлекали именно таким образом, поэтому инструмент не получилось отнести к существующим классам: ударным, духовным или струнным.Принцип работы терменвокса базируется на том, что звук представляет собой колебания воздушных потоков, создаваемые электромагнитными полями. Берем два генератора и к каждому присоединяем антеннку. К одному вертикальную, она отвечает за тон звука, к другому горизонтальную (подковообразную), которая ответственна за громкость. Генераторы вырабатывают электрические колебания высокой частоты, которые повышаются или понижаются движением рук возле антенн. Сигналы с обоих генераторов сливаются в единое целое и вырабатывается звук. Исполнение на инструменте заключается в перемещении рук, одной или обеих, вблизи антенн. Для получения плавной частоты звука, ладонь можно держать неподвижной, а пальцами рук проводить все манипуляции.
Благодаря мягкому, чистому, классическому и выразительному звуку, иногда рекомендуется врачами для излечения душевных недугов.
Но есть один минус изобретения, из-за отсутствия клавиш исполнителю требуется обладать практически абсолютным слухом и хорошей тренировкой. Только полагаясь на свой слух, музыкант может фиксировать положение рук относительно инструмента. Из-за тонкой грани между нот, на терменвоксе можно исполнять не только музыкальные произведения, но и создавать различные звуковые эффекты, такие как свист, пение птиц и другие.
Другие типы терменвокса
Терменвокс CLASSIC
Терменвокс CLASSIC, разработанный Андреем Смирновым, построен по классической схеме терменвокса. Благодаря использованию современной элементной базы инструмент отличается малым весом, высокой стабильностью и линейностью рабочего диапазона, надежностью и выносливостью. Использование оригинальной схемотехники позволило, оставаясь в рамках классического дизайна, решить проблему стаккато и быстрой динамики. Эффективный рабочий диапазон инструмента — 6 октав. Плавная регулировка тембра.
Терменвокс Etherwave
Терменвокс Etherwave, разработанный Робертом Мугом, является самым популярным в мире терменвоксом-конструктором. Можно легко построить собственный Etherwave из специального набора деталей. При этом не требуется никаких специальных знаний из области электроники. Кроме того, Moog Music поставляет и собранные инструменты серии Etherwave различных модификаций.
Основная плата собрана и настроена на фабрике. В комплект входят также никелированные антенны, деревянный корпус и внешний блок питания.
Терменвокс системы Ковальского
В терменвоксе системы Константина Ковальского (первого исполнителя и ассистента Льва Термена) высота звука по-прежнему регулируется правой рукой, в то время как левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.
Сам Константин Ковальский виртуозно владел техникой игры на этом типе терменвокса.
Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традиция продолжается благодаря ученикам и коллегам К.Ковальского — Л.Королеву и З. В. Раневской, создавшим в Москве свою школу.
Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент-разновидность терменвокса — «Тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.
Терменвокс и музыка
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.
В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
Пояснения к коду
- Функция возвращает целочисленное значение из интервала , которое является пропорциональным отображением содержимого из интервала
- Верхние границы не обязательно должны быть больше нижних и могут быть отрицательными. К примеру, значение из интервала можно отобразить в интервал
- Если при вычислении значения образуется дробное значение, оно будет отброшено, а не округлено
- Функция не будет отбрасывать значения за пределами указанных диапазонов, а также масштабирует их по заданному правилу.
-
Если вам нужно ограничить множество допустимых значений, используйте функцию , которая вернет:
- , если это значение попадает в диапазон
- , если меньше него
- , если больше него
- Функция заставляет пьезопищалку, подключенную к порту , издавать звук высотой герц на протяжении миллисекунд
- Параметр не является обязательным. Если его не передать, звук включится навсегда. Чтобы его выключить, вам понадобится функция . Ей нужно передать номер порта с пищалкой, которую нужно выключить
- Одновременно можно управлять только одной пищалкой. Если во время звучания вызвать для другого порта, ничего не произойдет.
- Вызов для уже звучащего порта обновит частоту и длительность звучания
Использование
Несколько десятилетий инструмент считался позабытым. Хотя возможности игры на нем уникальны.
Некоторые музыканты стараются вернуть интерес к музыкальному устройству. Правнук Льва Сергеевича Термена основал в Москве и Петербурге единственную в странах СНГ школу игры на терменвоксе. Другая школа, руководимая ранее упомянутым Масами Такэути, находится в Японии.
Звучание терменвокса можно услышать в кинофильмах. В конце 20 века в прокат вышел фильм «Человек на Луне», рассказывающий об астронавте Ниле Армстронге. В музыкальном сопровождении явно слышится терменвокс, четко передающий атмосферу космической истории.
Сегодня музыкальный инструмент переживает стадию ренессанса. О нем вспоминают, пытаются использовать в джазовых концертах, в классических оркестрах, дополняют им электронную и этническую музыку. Пока в мире лишь 15 человек профессионально играют на терменвоксе, причем некоторые исполнители – самоучки, не имеют музыкального образования.
Терменвокс – молодой, перспективный инструмент с неповторимым, магическим звучанием. Любой желающий, приложив старание, способен научиться прилично играть на нем. У каждого исполнителя инструмент звучит оригинально, передает настроение и характер. Ожидается приход волны интереса к уникальному устройству.
Принцип работы Терменвокса
Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.
Для этого урока нам понадобится:
- Arduino uno: http://ali.ski/gC_mOa
- Макетная плата: http://ali.ski/rq8wz8
- Контактные провода: http://ali.ski/Exjr3
- Диоды и резисторы: http://fas.st/KK7DwjyF
- Пьезоизлучатель: http://ali.ski/9mNnRi
- Фоторезистор: http://ali.ski/5GDvP7
Для начала узнаем что такое терменвокс:
Терменво́кс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году российским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде.
Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом. При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.
Но у нас световой терменвокс.
В этом уроке мы подключим к ардуино фоторезистор и пьезоизлучатель – таким образом мы соберем простейший имитатор музыкального инструмента терменвокса. Только при игре на нашем терменвоксе “музыкант” будет подносить руки не к антенне, а к фоторезистору.
Фоторезистор: Сопротивление фоторезисторов уменьшается под воздействием света и увеличивается в темноте. Фоторезисторы просты в использовании, но достаточно медленно реагируют на изменение уровня освещенности и имеют весьма низку. точность. Как правило, сопротивление фоторезисторов может варьироваться от 50 Ом при дневном освещении до более чем 10 МОм в темноте.
Следовательно изменяя освещенность над фоторезистором, у нас будет появляться разная мелодия.
После подключения всех необходимых элементов Скетч ниже нужно скопировать и залить в ардуино
int sVal;//Значение на фоторезисторе int sLow=1023; //минимальное значение фоторезистора int sHigh=0;//максимальное значение фоторезистора int ledPin=13;//встроенный светодиод void setup(){ pinMode(ledPin,OUTPUT); digitalWrite(ledPin,HIGH); //начало калибровки while(millis()<5000) { //калибруем в течении 5 секунд sVal=analogRead(A0); if (sVal>sHigh){ sHigh=sVal; } if(sVal<sLow){ sLow=sVal; } } digitalWrite(ledPin,LOW);//окончание калибровки } void loop(){ int freq; sVal=analogRead(A0);//считываем значение с фоторезистора freq=map(sVal,sLow,sHigh,50,4000);//приводим значение tone(8,freq,20);//извлекаем звук delay(10); }
Демонстрация работы данного терменвокса можно увидеть в видео ниже.
Конечно танный терменвокс уступает оригиналу, но для простейшей демонстрации возможностей ардуино. Вполне себе сойдет, и если принаравиться, то можно будет даже сыграть какую нибудь мелодию. Музыканты и не на таких штуках создавали мелодии.
Терменвокс Страдивари
— Сохранились ли инструменты каких-то особых статей? Условный “терменвокс Страдивари”? Или есть “люксовые” модели из ценных пород дерева с драгоценным декором?
— Что касается декора, инкрустировать терменвокс – дело нехитрое. А вот с качеством звучания все обстоит сложнее. Безусловно, модели работы Льва Сергеевича остаются эталонными.
Концертных моделей Лев Сергеевич сделал не так много, обыкновенно они создавались для конкретных исполнителей – например, знаменитый в профессиональных кругах “сентябрьский” терменвокс, созданный в 1938 для Люси Бигелоу Розен, считается лучшим терменвоксом, существующим на Западе.
Исключительными исполнительскими характеристиками обладает и терменвокс, сделанный Львом Терменом для виртуоза Клары Рокмор. В России несколько моделей было создано Львом Сергеевичем для себя и дочери Натальи. Сейчас нет каких-либо более-менее приемлемых эквивалентов среди современных моделей.
Меня часто спрашивают – неужели так сложно собрать хороший терменвокс? Ведь сейчас хватает электронщиков, да и сама электроника шагает вперед невероятными темпами.
Я привожу такой пример: предположим, у нас есть замечательный мастер по дереву, делает сложные и красивые вещи, но этого недостаточно, чтобы создать скрипку Страдивари или даже просто хорошую скрипку. В случае с терменвоксом то же самое.
Создайте свой собственный терменвокс шаг за шагом:
Простой терменвокс:
наш более простой прототип Он будет основан на проекте цифрового журнала Make. Вам понадобится следующий материал:
- Макетная плата или макетной платы, хотя вы также можете сделать его постоянным, припаяв его на печатной плате.
- Батарея 9v или блок питания с этим напряжением.
- динамик 8 Ом.
- CI 555
- Фоторезистент по 5ПК
- 2 конденсатора 0.22 мкФ (соединены последовательно) или 0.47
- Электролитический конденсатор 100 мкФ (будьте осторожны при установке, так как он имеет полярность)
Чтобы установить его, вы можете использовать следующая принципиальная схемаСоединив элементы таким образом на макетной плате, вы можете получить свой домашний терменвокс, вот так:
Теперь вам остается только подключить его к полюсам аккумулятора так, чтобы начинай работать, затем положите руку на терменвокс, и вы можете начать свои мелодии …
Продвинутый терменвокс:
Хотя в блоге Instructables они описывают это как простой дизайн терменвокса И так оно и есть, мы обозначили его как усовершенствованный, чтобы отличать его от первой модели, которая была несколько проще. Для этого проекта вам потребуются следующие компоненты:
- NAND IC CD4093
- Операционный усилитель Микрочип MCP602
- Конденсор 1 нФ, еще 4.7 мкФ и 2 конденсатора по 100 пФ
- Резисторы: 6 из 10 кОм, 1 из 5.1 кОм, 1 из 6.8 кОм
- 2 потенциометры из 10К
- Радио Афина
- Разъем питания
- Audio Jack
- Бляшка Печатная плата под пайку или макет
- Пластиковый или деревянный ящик для всего (по желанию). Вы можете построить его самостоятельно с необходимыми размерами, если хотите, или распечатать в 3D.
Сейчас собираем все наши элементы следуя следующей принципиальной схеме:
Кстати рекомендую на нем прокатиться сначала на макете чтобы вы могли проверить его работу, поскольку если вы решите спаять все элементы, а затем он не сработает, вам будет сложнее удалить припои и восстановить схему.
Наконец вы можете увидеть и насладиться результатом: