Делаем каракат из мотоблока своими руками
Итак, как же сделать каракат из мотоблока своими руками и тем самым создать для себя надежного и незаменимого помощника не только для собственного хозяйства, но и для поездок на рыбалку и на охоту?
Всоздании такого караката из мотоблокаможно выделить нижеописанныеосновные этапы:
Выбор рамы для караката
Каракат из мотоблока, естественно, требует от конструктора-умельца иметь сам мотоблок, относящийся,желательно, к тяжелому или среднему классу. По сути, каракат является ничем иным, как самодельным вездеходом, установленным на четыре или на три колеса ( зависит от конструктивной схемы), с колесами, «обутыми» в шины низкого давления, приводящимся в движение двигателем внутреннего сгорания.
Чтобы каракат из мотоблока не обманул Ваших ожиданий и стал незаменимым транспортом для продолжительных поездок на охоту или рыбалку по сложному бездорожью, необходимо ясно представить себе все этапы его изготовления.
Для начала следует определиться с рамой. В принципе, многими конструкторами самодельных каракатов брались рамы от мотоциклов “ИЖ”, или же даже от УРАЛА, что определяется финансовыми возможностями участника (ков) процесса изготовления караката, а также тем, что имеется под рукой.
Каракат из ИЖа обладает хорошими маневренными свойствами, что предопределяет его основное использование при передвижении через лес, а также при преодолении пересеченной местности с большими перепадами высот, склонами и оврагами.
Изготовление своими руками подвески
На следующем этапе изготовления караката из мотоблока требуется выполнить подвеску и задний мост. Подвеску нужно будет сделать своими руками, так как подвеска караката предполагает сварную конструкцию из двух частей, соединенных посредством шарнирного крепежа. В конструкции подвески караката лонжероны сопрягаются между собой посредством рулевой втулки, подкоса и спец стойки, в результате чего формируется независимая задняя и передняя подвески.
Монтаж на самодельный каракат колес
Колеса будущего караката представляют собой важнейшую и наиболее дорогую его часть. Их можно или приобрести, или же сделать своими руками
Важно отметить, что все известные самодельно изготовленные конструкции этих вездеходов, включая даже каракат из мотороллера «Муравей», оснащаются не собственно колесами, а только камерами и покрышками колес грузовых автомобилей (КамАЗов, Уралов, а также от их прицепов, включая большойК-700)
Именно за счет таких колес и обеспечивается легкость рулевого управления и преодоления неровностей местности, что в конечном итоге обеспечивает безопасность езды на таком вездеходе-каракате. Значительный объем камер придает каракату с такими колесами хорошую плавучесть, что является полезным дополнением к его хорошей проходимости. Иногда каракаты оснащаются простыми камерами, прикрепленными к подвеске через колесные диски и металлические ленты, которые охватывают снаружи камеру колеса и крепятся к дискам.
Установка двигателя и дополняющих его систем передачи крутящего момента на ведущие колеса. После установки на раму караката подвески с колесами можно приступить к монтажу двигателя, а также всех других дополняющих его систем – сцепления, тормозной системы и системы вывода продуктов сгоревшего топлива.
По завершении этого требуется всесторонне испытать каракат, и только после успешного завершения испытаний его можно полноценно эксплуатировать.От того, какой мотоблок (большой или средней мощности) имеется в распоряжении домашнего конструктора караката, таковой будет и его мощность.
Полноприводной вездеход с ломающейся рамой-«Бобик»
На досуге увлекаюсь строительством вездеходов. Первую такую машину построил еще летом 2011 года. А сейчас представляю, на мой взгляд, одну из самых удачных своих разработок — полноприводной вездеход с «ломающейся» рамой — «Бобик».
Рама — шарнирно-сочлененная («ломающаяся»), состоит из двух полурам коробчатого типа, сваренных из профильных труб сечениями 40x40x2 мм, 40x20x1,5 мм и 40x25x2 мм. Места крепления к ним мостов усилены накладками из трубы прямоугольного сечения 40×25*2 мм.
Каркасы кабины, капота, крыльев и кузова выполнены из труб квадратного сечения 20x20x1,5 мм и 15×15*1,5 мм.
Размеры передней полурамы (длина х ширина х высота) — 1650x800x260 мм. Моторный отсек занимает 750 мм (по длине), остальное пространство отведено под место водителя. Эта полурама задумывалась как универсальная — под несколько типов двигателей. Поэтому размеры моторного отсека делались под двигатель ВАЗ-1111 «Ока». Большинство остальных подходящих двигателей -меньше по размерам. Например, для двигателя, подобного Lifan 182FD, длину моторного отсека вполне можно уменьшить на 100-150 мм.
Задняя полурама — в плане трапециевидной формы (впереди уже, чем сзади), чтобы радиус поворота был меньше. Ширина «вершины» — 200 мм, основания -810 мм, боковины — длиной по 900 мм. Высота «короба» полурам — 260 мм. Для увеличения объема кузова делал заднюю полураму прямоугольной формы.
К внутренним поперечинам полурам, к сторонам, обращенным друг к другу, приварены стальные плиты 10-мм толщины для крепления сочленяющего шарнира (переломного узла). Расстояние от внутренних «торцов» полурам до середины мостов составляет 790 мм. Таким образом, база вездехода равна 1830 мм.
В основе конструкции переломного узла — поворотный кулак от переднего моста УАЗ-469. Внутри, в двух подшипниках 180106, одном подшипнике 180208 и двух втулках вращается ШРУС от УАЗа.
Безусловно, шарнирно-сочленяющий (переломный) узел — довольно сложный механизм, и он достоин подробного описания. Его я делал по методу омича Юрия Шашкина — из поворотного кулака от УАЗ-469, внеся лишь некоторые изменения. Юрий использует ШРУС от ВАЗ-2121 (или ВАЗ-2108). Есть и другие отличия: у Юрия под подшипники протачивается шаровая опора поворотного кулака, у меня же под них точится отдельный корпус.
Вообще, только по переделке кулака УАЗ в узел поворота можно написать многостраничную отдельную статью. Но своих чертежей я не делал, а давать чужие — неэтично.
В середине передней полурамы смонтирован самодельный фланец, в который вставляется вал с блоком из ведомой звездочки цепного редуктора, тормозного диска и вилки карданного вала привода переднего моста. Диск оснащен привернутым к раме суппортом от ВАЗ-2106 с цилиндрами и колодками.
К плите задней полурамы прикреплен фланец от главной передачи моста УАЗа, через который проходит вал, переломного узла с вилкой карданного вала заднего привода.
Подбор двигателя
Применяются бензиновые двигатели для мотоблоков или мотоколясок. Обороты двигателя управляются ручкой газа, вынесенной на рукоятку руля. Чтобы сделать самодельный снегоход на гусеничном ходу своими руками, проще всего использовать готовые двигатели малого объёма для мотоблоков с предустановленными:
- Топливным баком.
- Системой зажигания.
- Понижающим редуктором с числом 1:2.
- Центробежным сцеплением, автоматически срабатывающим при повышении оборотов.
Мощность этих моторов не превышает 10 лошадиных сил, зато они удобны в установке: мастеру не нужно отдельно собирать систему зажигания, подводить топливные патрубки, настраивать сцепление и т. д. На рынке представлены разные варианты:
Марка | Модель | Мощность, л. с. | Объём, см3 | Масса, кг | Примерная цена, тыс. руб. |
Kipor | KG160S | 4,1 | 163 | 15,5 | 20−25 |
Sadko | GE- 200 R | 6,5 | 196 | 15,7 | 15−20 |
Lifan | 168 FD-R | 5,5 | 196 | 18,0 | 15−20 |
Zongshen | ZS168FB4 | 6,5 | 196 | 16,0 | 10−15 |
Nomad | NT200R | 6,5 | 196 | 20,1 | 10−15 |
Brait | BR-177F-2R | 9,0 | 270 | 30,0 | 10−15 |
Honda | GX — 270 | 9,0 | 270 | 25,0 | 45−50 |
Если нет возможности приобрести готовый двигатель от мотоблока, то можно воспользоваться двигателем от мотоколяски. Такие движки мощней на 10−15 лошадиных сил, но требуют самостоятельной сборки. Система включает:
- Двигатель.
- Сцепление.
- Редуктор.
- Бензобак (объёмом 5−10 литров).
- Глушитель.
- Генератор.
- Коммутатор и катушку электронного зажигания.
Переходим к практике
Рама, изготовленная из труб или уголков, в первую очередь оснащается рулевым механизмом. Выбрав высоту и угол наклона, приварите элемент точечной сваркой
Установите и зафиксируйте двигатель в соответствии с чертежом, уделив внимание отсутствию сильного наклона. Снегоход не должен иметь длинную топливную магистраль, поэтому постарайтесь расположить бак поближе к карбюратору
Следующий шаг – установка гусеницы. Ведомый мост с надетым полотном крепите сзади рамы (на вилку, подвес, амортизатор и т.п. в зависимости от типа конструкции), ведущий – в средней части снегохода (чаще всего под водительским сиденьем), в максимально короткой сцепке с двигателем. Шестерни обоих мостов сцепляются предварительно.
Переделка мотоблока
Мотоблоки по праву считаются одними из самых универсальных видов сельскохозяйственной техники, ввиду чего они нередко используются в качестве основы для различных самодельных агрегатов. Среди них большой популярностью пользуются самодельные минитрактора 4х4 с ломающейся рамой, а также каракат из мотоблока, который по своим техническим показателям ничем не уступает другим видам.
Обязательно почитайте: Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики
Для успешного изготовления подобного устройства из мотоблока потребуется придерживаться следующей инструкции:
- Сварить раму, воспользовавшись металлопрофилем/трубой.
- Монтировать задний, передний приводы. Для упрощения процесса рекомендуется взять передний мост, систему рулевого управления, а также прочие элементы от ходовой части автомобиля.
- Установить мотор, а также редуктор, входящий в конструкцию мотоблока.
- Сконструировать и закрепить скаты, после чего, обкатать полученную конструкцию.
Важно учесть, что для данной разновидности болотохода рекомендуется использовать колесную базу с увеличенным сцеплением ременного типа. Конструкции из мотоблока, как правило, отличаются внушительными габаритами и могут развивать скорость до 70км/ч, что делает их универсальными и надежными решениями для бездорожья
Чтобы каракат обладал необходимыми характеристиками, необходимо использовать мотоблоки повышенной мощности, поскольку транспортное средство должно не только успешно передвигаться, но и перевозить водителя, а также различные грузы.
Плюсы и минусы самодельных мотовездеходов
Самодельные трициклы не уступают многим заводским аналогам по показателям. При этом затраты на изготовление, ремонт и обслуживание ниже.
Преимущества | Недостатки |
Отсутствие диагонального зависания, т.к. все 3 колеса постоянно контактируют с поверхностью | Неустойчивость по сравнению с 4-осными аналогами |
Небольшая масса, что положительно сказывается на улучшении динамики и проходимости | Неудобство управления по глубокой колее из-за несовпадения передней и задней осей |
Простота конструкции, без сложных и дорогих деталей | Трудности с внедрением полного привода |
Высокая ремонтопригодность | При прочих равных параметрах проходимость хуже, чем у квадроциклов |
Что лучше: квадроцикл или каракат
При выборе караката или квадроцикла необходимо учитывать положительные и отрицательные стороны техники:
- Каракат оборудуется пневматическими шинами с увеличенными габаритами, снижающими давление на грунт и обеспечивающими плавучесть. Покрышки не разрушают верхний слой почвы, на квадроциклах используются шины с грубым рисунком протектора, который срывает дерн.
- Квадроцикл рассчитан на перевозку водителя и пассажира, каракаты оборудуются отдельными отсеками для размещения 4-6 человек и дополнительного багажа.
- На некоторых каракатах используются двигатели жидкостного охлаждения, позволяющие организовать контур обогрева кабины водителя и пассажира. На квадроциклах предусматривается электрический обогрев рукояток и подушки сидения (опция).
- Максимальная скорость квадроцикла достигает 100 км/ч, каракаты из-за конструктивных особенностей разгоняются до 50-60 км/ч.
Потенциальному покупателю необходимо знать, нужны ли права на управление каракатом.
Большинство производителей не оформляет документацию на самоделки, поэтому зарегистрировать каракат без экспертизы невозможно. Для езды на квадроцикле требуется удостоверение тракториста-машиниста, регистрация осуществляется на основе официального паспорта.
Технические характеристики
Обзор технических характеристик снегоболотохода ЗИС-5
Двигатель Lifan190FD | Бензиновый четырехтактный | |
Объем ДВС | см3 | 420 |
Мощность | л.с. | 15 |
Количество цилиндров | 1 | |
Система охлаждения мотора | Воздушная | |
Коробка передач | 4МКП | |
Тормозная система | Гидравлическая, барабанная | |
Объем бензобака | л | 6 |
Диаметр цилиндра | мм | 90 |
Ход поршня | мм | 66 |
Наибольшая выходная мощность ДВС | кВт | 10,5 при 3600 об/мин. |
Номинальная мощность ДВС | кВт | 8,5 при 2500 об/мин. |
Крутящий момент | Hм | 25 при 2500 об/мин. |
Количество масла в ДВС | л | 1,1 |
Габариты двигателя | мм | 403х449х525 |
Катушка освещения | Ампер | 18 |
Вес силового агрегата | кг | 36 |
Этапы создания самодельного караката
Желая в домашних условиях сконструировать вологодский болотоход каракат или другие его модели, следует прежде всего заблаговременно приобрести необходимые инструменты, а также обзавестись подходящими комплектующими.
Полный перечень необходимых комплектующих и инструментов может варьироваться и напрямую зависит от выбранной модели транспортного средства, которую планируется изготовить. Разбирая процесс сборки подобного изделия, необходимо выделить сразу несколько важных этапов:
- Подбор рамы самодельных тракторов или мототехники, которая станет основой будущего приспособления.
- Планирование и сборка заднего моста, а также подвески транспортного средства.
- Выбор и монтаж подходящих колес.
- Установка силового агрегата.
Поскольку подобного рода элементы представляются ключевыми в конструкции болотохода, особенности их подбора и монтажа целесообразно рассмотреть подробнее.
Рама
Основным элементом конструкции является рама, на которую в дальнейшем будут устанавливаться другие комплектующие и узлы. Её выбор напрямую влияет на внешний вид будущего караката, а также его эксплуатационные характеристики. Опытные мастера рекомендуют использовать рамы старых мотоциклов отечественного производства, например, ИЖ или Урал, поскольку из мотоцикла сделать каракат значительно проще, чем из авто.
Запчасти от них отличаются низкой стоимостью, высокой прочностью и оптимальными для использования в качестве основы для болотохода характеристиками. Ведь подобные трехколесные модели могут похвастаться высокой маневренностью и проходимостью, что делает их универсальными. В процессе изготовления, целесообразно использовать чертеж рамы ввиду сложности узла.
Рама болотохода
Подвеска
В процессе конструирования ходовой части настоятельно рекомендуется отдать предпочтение независимому типу подвески. Это обусловлено не только простотой её изготовления, но и отличными характеристиками.
Колеса
Выбору колес для будущего болотохода необходимо уделить особое внимание, поскольку от этого зависит его проходимость, а также удобство в управлении. Для подобного использования прекрасно подойдут крупные колеса от грузовиков высокой мощности
Обязательно почитайте: Цена вездехода Лесник и его описание
Повсеместно используются камеры с низким давлением, что позволяет вездеходу преодолевать даже крупные препятствия. При желании можно сделать диски на каракат, что позволит значительно улучшить внешний вид конструкции. Следует помнить, что для пневмохода требуется использовать исключительно камеры шин грузовых авто, а не сами колеса.
Двигатель
После того как монтаж колес был полностью завершен, следует приступать к установке двигателя, а также сопутствующих механизмов, необходимых для корректного передвижения транспортного средства. Как было сказано ранее, имеет смысл отдавать предпочтение мощным агрегатам, оснащенным жидкостным и воздушным охлаждением. Хорошим вариантом может стать изделие с двигателем Лифан.
Кроме того, самодельная конструкция может использовать не только бензиновые двигатели, но и дизельные аналоги, что позволит существенно повысить проходимость, а также сделать транспортное средство более экономичным. Однако, у подобного варианта мотора есть и ряд недостатков, о которых следует помнить.
Прежде всего, это нестабильная работа и запуск в условиях низких температур, что особенно важно для каракатов, поскольку они часто используются в зимний период. Скоростные показатели дизельных агрегатов существенно уступают бензиновым аналогам
Тормоза
Поскольку при условии правильного подбора комплектующих и их установки каракат может развивать внушительную скорость в условиях более-менее ровной дороги, необходимо снабдить конструкцию тормозами, способными быстро остановить транспортное средство.
Двигатель на каракате
Это крайне важно, так как в условиях бездорожья нередко требуется преодолевать крупные препятствия, спуск с которых может существенно увеличить скорость движения. Для использования в конструкции в большинстве случаев рекомендуется выбирать тормозные механизмы барабанного типа, что обусловлено их высокой эффективностью
Запчасти и материалы
Больше всего времени уйдет на изготовление рамы, которая является связующим звеном для установленных деталей. В процессе работы необходимо внимательно следовать чертежам. Только тогда получится создать мощное транспортное средство, характеристики которого ничем не уступают заводским аналогам.
Непосредственно перед установкой комплектующих следует проверить расположение мест для отверстий и фиксаторов. Если все в порядке, можно приступать к подбору и установке запчастей.
Компоновка комплектующих
Следует определиться с компоновкой комплектующих для будущего трицикла. Например, силовой агрегат придется перенести за ось и расположить между задними колесами (на мотоцикле аналогичная запчасть располагается прямо на оси, улучшая баланс транспортного средства).
В результате «перестановок» устойчивость трицикла снижается и управлять им становится труднее. Поэтому и конструировать его лучше водителю со стажем, который справится с любой ситуацией. А любители экстрима наверняка оценят возможность поднять трицикл на дыбы и проехать на задних колесах. Смотрится эффектно, а риска практически никакого. Когда вопрос с компоновкой запчастей будет окончательно решен, следует приступить к подбору оставшихся запчастей.
Силовой агрегат
Для будущего трицикла подойдет двигатель как от другого мотоцикла, так и от автомобиля
Важно, чтобы владелец поместил агрегат между задними колесами. Таким образом, производительность конструкции возрастет, и она не будет нуждаться в дополнительных усовершенствованиях
Искушенные мотоциклисты рекомендуют заменить «родные» глушители на другие и увеличить их количество. Сделать это нетрудно: достаточно установить на каждый цилиндр по одному глушителю. Силовой агрегат лучше брать от автомобиля. Аналогичная ситуация с тормозами и задним мостом от «Жигулей», «Москвича» или от «Запорожца».
Коробка передач
Коробку передач следует установить слева от руля. Однако с подключением коробки передач к двигателю придется повозиться. Ведь он находится дальше, чем обычно. Чтобы не мучиться со сложными чертежами и схемами, опытные конструкторы советуют брать коробку передач и двигатель от любого автомобиля (например, коробку передач с двигателем Lifan). Тогда точно получится переключать передачи, не отвлекаясь от вождения.
Подвеска
Подвеску придется переделать под нужды будущего транспортного средства. Для подвески потребуются пара консолей и две мощные пружины – автомобильные, вертолетные или самолетные. Последние два варианта трудно достать, но если будет возможность, их также можно пустить на изготовление подвески.
Консоли соединяются между собой рычагами. Через рычаги пропускается ось переднего колеса. Подвеска готова. Есть более трудные варианты изготовления подвески, но предложенный способ считается наиболее простым и эффективным.
Аккумулятор
Аккумулятор устанавливается под сиденьем водителя. Непосредственно перед установкой следует сконструировать каркас, который будет расположен над двигателем.
Это убьет сразу двух зайцев. Во-первых, на трицикле смогут перемещаться сразу несколько человек. Во-вторых, прикрепленные к пассажирскому сиденью кофры закроют и двигатель, и аккумулятор. В результате транспортное средство будет иметь аккуратный и завершенный вид.
Дополнительные приспособления и покраска
На заключительной стадии следует установить такие элементы, как зеркала заднего вида и фары. Определенных требований к установке нет
Важно, чтобы эти элементы были удобно расположены и просты в эксплуатации
Когда основные работы будут завершены, трицикл следует покрасить, ведь в ходе работ были использованы детали от разных транспортных средств. После покраски трицикл лакируется и полируется. Металлические детали можно хромировать, чтобы ТС выглядело как новенькое.
Особенности сборки
Порядок монтажа данного средства передвижения достаточно прост и похож на сборку самодельного вездехода:
- На первом этапе собирают раму, на которой в будущем будет закреплен двигатель.
- После закрепления двигателя рама тщательно окрашивается с целью предотвращения коррозии металла.
- Рулевое управление будет происходить через переднее шасси.
- Сиденья и бак для топлива берутся от того же мотоцикла.
- Свои особенности имеет устанавливаемая коробка передач. Кручение в ней происходит в обратном направлении, что не мешает узлу нормально работать, т.к. нагрузки на него будут минимальными.
- За охлаждение будут отвечать два кулера от ВАЗ 2110.
- Колеса могут быть изготовлены из камер грузовика.
- Диски могут быть также самодельными.
- Рычаг крепится к мосту, как клюшки на пружинной подвеске.
Итогом работы должен стать самодельный вездеход с шинами низкого давления.
Внешний вид сделанного своими руками вездехода будет зависеть от возможностей человека, осуществляющего сборку.
Вездеход из Урала
В этом случае донором основных узлов выступает мотоцикл Урал. Для нужд караката достаточно мощности в 32 л.с. Обязательным будет создание воздушного охлаждения. Задний мост в некоторых вариантах переделанных мотоциклов может быть взят от Нивы.
Каракат из Урала отличается хорошей грузоподъемностью. На такой конструкции могут свободно разместиться четыре человека. При преодолении водных преград возникнут некоторые сложности, т.к. вода может попасть в двигатель из-за работы вентилятора.
При движении по грязи проблем практически нет. Чуть сложнее при прохождении по глубокому снегу, опять же проблема решаема, просто несколько снижается скорость караката. Поэтому снегоходы подобной конструкции все же можно использовать при передвижении по снежному бездорожью.
Создать вездеход из мотоцикла Урал достаточно просто, это может сделать практически любой человек, владеющий начальными познаниями в автослесарном деле.
Каракат из Ижа
Многие умельцы для переделки используют свой мотоцикл Иж. Принцип выбора колес остается тем же, что и при оснащении переделанного Урала. Камера может быть перетянута ремнями. Ширина такой полоски − около 30 см. Крепление полос производится болтами. Если брать за основу раму от Иж, то придется ее существенно удлинить и дополнительно усилить. Диски можно взять от Нивы.
Болотоход из Днепра
Конструкция, созданная из Днепра, ничем не уступает снегоходам, изготовленным из других подручных материалов.
В первую очередь при создании болотохода используется двигатель от Днепра. Коробка передач может быть взята от того же Москвича.
Какие бывают каракаты
Прежде чем выяснить, как самостоятельно изготовить болотоход каракат из подручных механизмов, необходимо более подробно рассмотреть существующие разновидности подобного рода изделий. Болотоход вездеход каракат — не что иное, как нестандартное транспортное средство, передвигающееся с помощью колес, на которых установлены шины низкого давления.
Среди его основных преимуществ:
- превосходная проходимость;
- низкая стоимость;
- ремонтопригодность;
- высокая мощность (зависит от используемых запчастей).
Самодельный болотоход Подобные механизмы чаще всего конструируются самостоятельно на основе какой-либо техники, например, трактора или мотоблока. Существующие модели различаются между собой не только характеристиками, но и конструкцией. Наибольшее распространение получили полноприводные и трехколесные устройства.
Полноприводный
Самым популярным среди потребителей вариантом транспорта представляются полноприводные модели. Они оснащены 4-мя колесами, благодаря которым конструкция отличается устойчивостью и высокой проходимостью. Такой каракат без особых проблем преодолевает даже внушительные преграды, однако для его сборки потребуется наличие двух колес одинакового диаметра.
Чтобы изготовить такой болотоход, переломка своими руками должна быть выполнена корректно, иначе велика вероятность сборки неработоспособной конструкции.
Трехколесный
Не менее востребованной модификацией можно считать модели болотоходов с тремя колесами. Такие средства передвижения отличаются небольшим весом, а по проходимости не уступают полноприводным аналогам. Подобные вариант станет оптимальным в том случае, если требуется быстро сделать качественный каракат. Переломка своими руками может быть выполнена при наличии необходимого оборудования.
Обязательно почитайте: ГАЗ-3409 Бобр
Трицикл вездеход своими руками
Мощный трицикл вездеход, сделанный на базе мотоцикла Иж Планета.
Умелец Александр Худяков, построил своими руками немало техники, одну из его самоделок мы рассмотрим в этой статье.
Перед Вами самодельный трицикл вездеход, сделанный на базе старенького мотоцикла Иж Планета. Повышенную проходимость вездеходу обеспечивают большие колёса «ободрыши» от грузового автомобиля ГАЗ-66.
На фото показан процесс обдирки колёс от «Шишиги», в результате покрышка становится намного легче и самое главное — на старой покрышке нарезается новый протектор, обеспечивающий хороший зацеп при езде по грунту, снегу и грязи.
На вездеход установлен задний мост и КПП от «Жигулей». Рама мотоцикла переделана, сделаны крепления для заднего моста.
Передняя вилка расширена и переделана под широкое колесо.
Двигатель Ижа конечно не рассчитан на высокие нагрузки и будет часто перегреваться, поэтому автор предусмотрел дополнительное охлаждение двигателя.
Вот готовый вариант мощного трёхколёсного вездехода на «ободрышах». Получился довольно большой агрегат, то, что нужно для поездок в деревне и по пересечённой местности.
Здесь также предусмотрен вместительный багажник и прицепное устройство для легкового прицепа.
Вот в таких условиях эксплуатируется самодельный вездеход.
Как сделать ободрыши
Так называют самодельные шины повышенной проходимости. Они обходятся намного дешевле заводских. За основу берут крупноразмерную резину с грузовика (ГАЗ-66, КрАЗ-255, ЗИЛ-131), трактора или самолета и срезают лишний материал. Проходимость объясняется низким удельным давлением на грунт, что в свою очередь обусловлено большой площадью контактного пятна.
Перед тем как сделать ободрыши из покрышек, необходимо выбрать тип протектора.
Он зависит от того, по какому покрытию планируется перемещение.
Это могут быть:
- Грязь. Требуется самоочищающийся протектор.
- Заболоченная местность. Применяется рисунок с заниженными канавками, обеспечивающий улучшенное сцепление с грунтом.
- Снежные сугробы, пески. Используют протектор с близко расположенными элементами.
Применяются инструменты:
- шило;
- строительный нож с набором лезвий;
- точильный камень;
- зажимы для рихтовки автомобильных кузовов или струбцины;
- лебедка с тросом;
- молоток;
- картонный или жестяной шаблон протектора;
- мел.
Порядок действий:
- Покрышку очищают от грязи. Внутри она не должна быть изношенной, иначе в результате обдирки в резине появятся дыры.
- Мелом по шаблону наносят рисунок будущего протектора.
- Строительным ножом делают надрез вдоль внутренней окружности.
- Возле него мелом вычерчивают прямоугольники. Вырезают их ножом.
- Появившуюся в «окнах» проволоку поддевают крюком лебедки и извлекают. Шину предварительно следует прибить к основанию гвоздем.
- Делают надрезы вдоль вычерченного мелом рисунка протектора.
- Клещами зажимают края отверстия и раскрывают его.
- Отслоившийся материал отдирают при помощи лебедки. В ходе процесса резину подрезают строительным ножом, периодически подтачивая и меняя лезвия.
- Аналогично удаляют лишнее с боковой поверхности.
- Обрабатывают покрышку наждачной бумагой, при необходимости подправляют молотком.
Камеру устанавливают на самодельный диск. Последний изготавливают из алюминиевого таза, тщательно шлифуют.
Площадь контактного пятна регулируется внутренним давлением. Перед выездом на плотный грунт шину подкачивают.