История праздника Пасхи
Стоит заметить, впрочем, что праздник этот начали отмечать задолго до воскресения Иисуса Христа. Изначально для иудеев это был праздник Песах (в пер. с евр. пощада, прохождение), посвященный описанному на страницах Ветхого Завета исходу еврейского народа из Египта.
Около четырех веков иудеи находились в рабстве у египетских фараонов, занимаясь тяжелым трудом по строительству новых городов. И вот, наконец, по зову Господа израильтянам под предводительством Моисея удалось покинуть ненавистный Египет в поисках новой земли обетованной…
Накануне исхода, ночью и совершилась первая, по сути, пасхальная трапеза – Пасха Господня, иудейская «Пасха ожидания», Песах, когда Господь прошел мимо помеченных жертвенной кровью домов иудеев, пощадив их народ и дав ему возможность спастись, в то время как жилища египтян не смогли уберечь от расправы своих египетских первенцев.
Так, в течение последней своей Пасхи Христос на Тайной вечере своими словами и действиями меняет смысл всего праздника. Теперь пасхальная жертва, по сути, — он сам, идущий на заклание ради спасения и очищения уже не одного некогда избранного народа, но всего человечества. И его Исход — это новый, великий Исход из Царства смертных в Царство света и вечной жизни Бога-Отца.
Предшествует этому событию последняя, седьмая, она же страстная неделя с ее Великим Четвергом, когда на Тайной Вечере впервые произошел обряд Евхаристии. С днем траура и скорби, называемым Страстная Пятница: именно в Страстную Пятницу, что следовала после Тайного вечере, в соответствии с Библией, Иисуса Христа осудили и распяли. И после — Великая Суббота: тишина, покой и ожидание, после чего и наступает, собственно, Христово Воскресение.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на Апостолов, которое произошло в пятидесятый день после Пасхи, последователи Христа впервые начали проводить особую службу — Литургию. На Литургии совершалось Таинство Причастия, которое установил сам Христос на Тайной Вечере. Литургии совершались как раз по примеру Тайной Вечери.
В первые века христианства Пасха отмечалась каждую неделю. В пятницу христиане постились и вспоминали страдания Спасителя на кресте. В воскресенье — радовались и славили Христа воскресшего. Весной, в период иудейской Пасхи, Пасха была особенно торжественной, потому что именно на иудейскую Пасху произошли распятие и Воскресение Христовы.
Во II веке праздник становится во всех Церквях ежегодным. Сначала было как бы две Пасхи: «Пасха крестная» и «Пасха воскресная». Страдания и смерть Христа отмечались особым постом и назывались «Пасха крестная». Она совпадала с иудейской Пасхой, а постились до ночи с субботы на воскресенье. В воскресенье отмечалась Пасха радости, или «Пасха воскресная», то есть Воскресение Христово.
Вопрос единого для всех христиан дня Пасхи поднял император Константин Великий. В 325 г. он созвал епископов в город Никея в Малой Азии. Мы теперь называем это Первым Вселенским собором. Епископы решили согласовывать день празднования Пасхи между христианскими общинами разных стран. Воскресение Христово постановили отмечать строго после иудейской Пасхи и всегда в воскресенье. Днем христианской Пасхи выбрали ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Сначала восточные Церкви и Рим праздновали Пасху в один день, определяя вместе ее дату. Потом сообщение между ними прервалось, Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.
Само слово «Пасха» стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова в V веке. Постепенно Пасха приобрела самое большое значение среди других христианских праздников, ее стали называть «праздников праздник».
Колокольный звон
Малиновый перезвон колоколов – у многих из нас воспоминания о первом весеннем празднике связаны с колоколами. По церковным канонам, звонить в колокола можно лишь во время богослужения – громким мелодичным звуком созываются верующие на службу.
И лишь в пасхальную неделю колокола звенят в любое время – в честь великого праздника. Много лет назад на Руси сложилась традиция открывать колокольни, давая доступ к колоколам всем желающим. И сегодня каждый может забраться наверх и позвонить в колокол в честь Светлого Воскресенья. Конечно же, это касается в большей степени храмов в деревнях, так как в городах, не говоря уже о мегаполисах, это, к сожалению, невозможно….
Топ статей о пасхе
А вы размышляете о Воскресение Христа?
А вы размышляете о Воскресение Христа?
Последние земные дни Иисус провел, делясь с нами обетованиями и наставлениями, которые стали столпами нашей веры, примерами искренних молитв и посвящения, прощения и любви.
Как говорить с детьми о Пасхе
Как говорить с детьми о Пасхе
Жертва. Распятие. Искупление. Воскресение. Обновление. Эти понятия могут быть трудными для понимания даже для нас, взрослых.
Как же нам объяснить эти фундаментальные аспекты нашей веры своим детям? В этом может помочь приложение Библия для детей.
Пасхальный агнец прообраз Христа: 14 пунктов
Пасхальный агнец
Содержание страницы:
1 Пасхальный агнец
2 Соответствия между агнцем и Иисусом
2.1 Взят из лучших
2.2 Принесен в жертву
2.3 Смирение и покорность
2.4 Съесть полностью
3 Итоги сравнения:
3.1 Агнец Исх. 12:1-36;
3.2 Христос 1 Кор. 5:7
Пасха и всё, что с ней связано
Христос, олицетворенный в образе двух козлов
Содержание страницы:
1 ПАСХА — ПЕСАХ
1.1 Пасха по еврейски «Песах», что значит пройти мимо.
1.2 Моисей и надсмоторщик
1.3 Последняя казнь прообраз Пасхи
1.4 Смысл Пасхи
2 А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.
2.1 Современная Пасха
2.1.1 Вот символы Пасхи Нового Завета:
2.2 Пасха – это изменение сознания человека с плохого на хорошее
Пасха — детальное изучение
Пасха — детальное изучение
Содержание страницы:
1 I. НАЗВАНИЕ
2 II. ПАСХА ИСХОДА
2.1 Фараон не пожелал отпустить
2.2 Евреи должны были тщательно подготовиться
2.2.1 Готовить пасхального агнца следовало в доме.
2.3 Запеченный целиком ягненок был символом
2.4 Поразил всех первенцев в земле Египетской
2.5 Древняя форма праздника
3 III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ
3.1 Напоминания об основополагающем спасительном деянии
3.2 Праздник Опресноков
3.3 Некрые отличия от других предписаний
4 IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ
5 V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА
6 VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС
6.1 Иисус умер 14 нисана
6.2 Синоптические Евангелия
6.3 Противоречие между свидетельствами
6.3.1 День, когда происходила Вечеря Господня
6.3.2 Между фарисеями и саддукеями происходили споры
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ
Пасха — самый радостный день в церковном году. На Руси все встречали Воскресение Христово в храмах. Торжественная ночная служба с крестным ходом завершалась ближе к утру.
После окончания богослужения прихожане христосовались — поздравляли друг друга, трижды целовались и произносили: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Потом обменивались угощением — крашеными яйцами.
Дома всех ждала праздничная семейная трапеза. Верующие разговлялись после 40-дневного Великого поста. На стол ставили освященные крашеные яйца, куличи, творожные пасхи, или, как их еще называли в народе, «паски».
Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо. Его разрезали на кусочки по количеству домочадцев.
В народном сознании Пасха была тесно связана с языческими обрядами встречи весны. Воскресение Христво и пробуждения природы после долгой зимы дарили людям двойную радость. Пасха была праздником обновления и возрождения жизни.
Перед Пасхой надо было обязательно привести дом в порядок. Вымыть полы, побелить печи, обновить киот с иконами. Еще ремонтировали колодцы, убирали мусор на улицах. В Великий четверг русские люди мылись в бане, поэтому его называют еще Чистым.
Народные пасхальные гуляния шли на Руси не только в день Пасхи, но и на всей Светлой седмице и даже после нее. Устраивали хороводы, игры, ставили большие уличные качели.
Волочебный обряд — это традиция обходить окрестные дома в день Пасхи, Воскресения Христова. В деревнях люди обходили дома соседей и пели при этом особые волочебные песни. Обряд был распространен в Белоруссии, в польском Подляшье и в некоторых областях России.
Название обряда произошло от слова «волочиться», то есть брести, шататься. Эта традиция близка к колядованию на Рождество.
Волочебниками чаще всего были парни и взрослые мужики, они шли группами примерно по десять человек. Интересно, что это не были ряженые, в отличие, например, от колядующих на Рождество. Возглавлял волочебников «починальник» или «запевала». Еще были музыканты, «мехоноша», который нес мешок для подарков. «Подхватники» хором исполняли припев волочебных песен.
Волочебники начинали ходить по домам в день Пасхи и продолжали обряд всю ночь.
Катание яиц. Игры с крашеными яйцами были широко распространены в русских селах. Это была любимая забава детворы на Пасху, да и взрослые не отставали и тоже играли — начиная со дня Воскресения Христова и всю Светлую седмицу. Порой одна игра длилась несколько часов.
Играли так. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.
Что можно делать в период, когда верующие говорят друг другу Христос Воскрес
В храмах бьют в колокола, а люди стараются делать добро, от чистого сердца, бескорыстно
Важно помогать каждому, кто в этом нуждается. Подавать милостыню, делиться тем, что есть у самого, кормить голодных людей и бездомных животных
И не думать о том, что добро потом зачтется.
Самое время для радости и веселья. Не стоит унывать, грустить и придаваться унынию. Это плохая примета.
В первую неделю после Пасхи в храмах не венчают, но проводят обряд крещения. Период подходит для отдыха. Можно немного расслабиться, отложив тяжелую работу на потом. Нужно очистится от плохих мыслей и никому не делать ничего плохого.
Если позволяет погода, то ходить на пикники, выбираться за город шумной компанией или вместе с семьей.
В старину верили, кто в эти дни катается на качелях, тот избавляется от своих грехов. 7 дней после Христова Воскресения не рекомендуется ходить на кладбище. Это время радости, потому посетить могилы усопших родственников правильнее в специально предусмотренные для этого дни. Не организовывают поминки и не проводят панихиду.
Закончился пост. Теперь разрешается есть абсолютно все виды продуктов. Но для тех, кто строго придерживался поста, выходить из него лучше постепенно. Иначе есть риск навредить здоровью.
После большого церковного праздника Вознесение Господне нельзя говорить: Христос Воскрес!», потому что он уже ушел на Небеса. В этот день под запретом алкоголь и не желательно передаться. Не следует ссорится, конфликтовать и выяснять отношения. Плохая примета — выносить из дома мусор на Вознесение и плевать себе под ноги. Кто ослушается предостережения, навлечет на себя несчастье.
Когда какого числа в 2022 году Пасха, Вербное Воскресенье, Красная Горка, Троица (пятидесятница), Вознесение Господне, Масленица, Прощеное воскресенье
Начнем по порядку указывать важные церковные праздники:
- Масленица – это неделя перед постом. В это время принято готовить блины, кушать творог и молоко. Ведь всего через неделю наступит Великий пост и все эти яства придется отложить аж до Светлой Пасхи. Продолжается Масленица с 28 февраля по 6 марта 2022 года.
- 6 марта является последним днем подготовки к Великому посту. Этот день носит название Прощеное Воскресенье. Именно в этот праздник все люди должны просить друг у друга прощение за осознанные и забытые прегрешения.
- На 17 апреля в 2022 году приходится Вербное Воскресенье, которое отмечается за 7 дней до Великой Пасхи. В этот день полагается освящать вербу в храме. После богослужения следует легонько похлопать родных ветками вербы, тогда на весь год будет здоровье и благополучие.
- Самым главным православным праздником является Светлое Воскресенье Христово, которое еще называется Светлой Пасхой — это произойдет 24 апреля 2022 года. Православные будут обмениваться испеченными заранее куличами и крашанками. Радостными возгласами приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе», получая в ответ не менее радостные «Воистину Воскресе».
- Через неделю после Пасхи, а именно 1 мая 2022 года, празднуется очень интересный праздник, который носит название Красная горка. Согласно источникам в этот день Иисус пришел к неверующему Фоме, который не мог поверить, что Спаситель воскрес.
- Радоница — день поминания усопших — 3 мая 2022 года.
- Через 40 дней после Пасхи, точнее 2 июня 2022 года отмечается Вознесение Господне. Этот праздник придется на четверг. Согласно библейским рассказам в этот день Господь сказал своим ученикам, что апостолы будут проповедовать о нем по всему миру и, подняв руки вверх, вознесся на небо.
- На пятидесятый день после Пасхи приходится Троица — 12 июня 2022 года. Она празднуется в честь того, что Святой Дух сошел на Апостолов. Православные люди 12 июня, в воскресенье будут украшать свой дом зеленью и цветами, а также нести благоуханные растения в церковь.
История и суть Пасхи
Происхождение названия праздника
Ветхозаветная Пасха, как и нынешний еврейский праздник Пе́сах, отмечалась в память освобождения евреев от египетского рабства.
За отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью». Он убил всех пе́рвенцев (старших сыновей). Казнь миновала лишь первенцев иудеев, которые пометили свои дома кровью а́гнца на косяке двери, и наказание миновало.
С тех пор пасхальный агнец стал ритуальным блюдом пасхальной трапезы у иудеев.
Пасха в Новом Завете
Тайная вечеря
Во время Тайной Вечери Иисус Христос огласил пророчество, которое поменяло смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы. Символом Пасхи становится Агнец, закланный для очищения людей от греха, а пасхальной трапезой становится Евхаристия.
Пасха в раннем христианстве
С самого начала существования Христианской церкви праздник Пасхи был главным церковным праздником. Изначально Пасха была посвящена воспоминанию о смерти Иисуса Христа.
Пасха сегодня
Всеправославное совещание 1948 года в Москве решило, что Пасху и все переходящие праздники все Православные церкви празднуют по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь.
Пасхальные традиции
В Пасху, как в важнейший христианский праздник, богослужение совершается с Литургией и особо торжественно. Пасхальное богослужение в Церкви, по древней традиции, проводят ночью.
Пасхальные народные гулянья связаны с разговением после Великого поста — времени воздержания.
Христиане встречают друг друга, делясь радостью о Светлом Воскресении Христовом в пасхальном приветствии:
- Христос воскрес! И в ответ:
- Воистину воскрес!
Отправьте поздравительную открытку!
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Дорого яичко ко Христову дню!
На 9-й день после Пасхи в родительский день православные делятся радостью о Воскресении Христовом со своими усопшими предками. Народно-христианский праздник Радоница вобрал в себя ритуальные традиции древних славян, при этом одобрен РПЦ как поминальный день. Сегодня Радоница дополняет собой список родительских суббот, когда люди посещают кладбища и церкви и вспоминают ушедших родных и близких.
Пасхальный огонь
Лампадка с благодатным огнем
Пасхальный огонь символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы» после воскресения Иисуса Христа. После прибытия Благодатного огня от Храма Гроба Господня из Иерусалима священники разносят его по храмам города.
Христиане зажигают от него свои свечи. После богослужения некоторые уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его весь год.
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПАСХИ
Пасхальное бослужение — самое торжественное в году. Начинается оно за некоторое время до полуночи. Служба до 12 часов ночи носит название Полунощница. На ней священник и диакон выходят к Плащанице — большому плату из трани, на котором вышита или написана икона, изображающая Спасителя во гробе. С пением молитв они совершают каждение вокруг Плащаницы, поднимают ее и уносят в алтарь. Там — кладут на святой Престол, где Плащаница остается до праздника Вознесения Господня, которое происходит через 40 дней после Воскресения.
Перед самой полночью начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Из-за закрытых царских врат начинает звучать стихира (вид церковногло гимнографического текста): «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Потом царские врата открываются, и священнослужители в светлых облачениях вместе с прихожанами выходят из храма и обходят его крестным ходом. Впереди несут крест, Евангелие, иконы, хоругви (укрепленные на древке полотнища с изображением Христа или святых). У каждого верующего в руках — свеча или лампадка. Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход сопровождается особым пасхальным колокольным звоном.
Обойдя храм, шествие останавливается у затворенных западных врат храма. Эти врата символизируют двери гроба Господня. Колокола затихают, и священник первым провозглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник поет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят на каждый стих: «Христос воскресе из мертвых…»
Двери открывают, и верующие входят в ярко освещенный храм, как когда-то Жены-мироносицы вошли в гроб Господень и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.
Дальнейшая Пасхальная заутреня — это пение канона святого Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священнослужители обходят храм, кадят и возглашают: «Христос воскресе!» На что прихожане вторят: «Воистину воскресе!»
Утреня заканчивается словами: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». И все, сначала священнослужители в алтаре, потом верующие в храме, начинают христосоваться, то есть троекратно целовать и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Потом в храме читают огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста. В нем есть слова, которые в полной мере выражают победу Христа над смертью: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует».
После утрени совершаются Часы и Литургия, причем при открытых царских вратах. Они будут открыты всю Светлую седмицу в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Часы Святой Пасхи — это молитвы, которыми в Пасхальную седмицу заменяутся обычные молитвословия перед Литургией.
Традиции Пасхи
Светлое Христово Воскресение – торжество жизни над смертью, во имя этого Иисус принес себя в этот день в жертву. Пасху отмечают даже неверующие люди, и стараются придерживаться традиций, которые дошли до нас с давних времен.
Празднику Воскресения Христова предшествует Великий пост, он длится 40 дней, и на протяжении всего времени запрещено кушать продукты животного происхождения. В некоторые дни нельзя есть горячую пищу, добавлять к ней растительное масло, а в другие дни – разрешено употреблять рыбу и немного красного вина.
Всю неделю перед Великим Пасхой называют Страстной или Пасхальной Седмицей. Несмотря на то, что каждый день этой недели считается Светлым, в эти дни предписан самый строгий пост. Суровый пост, предшествующий Пасхе, в православной вере отличается особой строгостью. Хотя, есть категории прихожан, которым разрешается не отказываться полностью от еды. Это болеющие, дети и женщины, носящие младенцев….
Также, как и во все остальные дни Великого поста, человеку необходимо очищать не только свой организм, но и дух. Поэтому в период отказа от определенных продуктов, рекомендуется чаще посещать церковь и молиться.
В неделю, предшествующую празднику, всё моют, чистят до блеска, наводят идеальный порядок в доме. Эта традиция называется “чистый четверг”. В этот день встают пораньше, купаются, чтобы очиститься от грехов, идут в церковь, чтобы исповедаться и причаститься.
Затем приступают к выпечке куличей и других пасхальных угощений, красят яйца. Это самые главные символы весеннего праздника! Выпечка куличей занимает, конечно же, много времени. нужно замесить тесто, дать ему настояться, подняться, а затем – испечь и украсить. Также нужно готовить другие праздничные блюда – различные пироги, например – курники. Также готовится множество мясных блюд.
В субботу вечером идем в церковь – освятить яйца и куличи. Праздничная литургия, сопровождаемая молитвами и песнопениями, крестным ходом, продолжается за полночь. Все поздравляют друг друга, “христосуются”, трижды целуются, освящают в церкви все принесенные куличи и яйца.
Первое, с чего начинается Воскресенье Христово – приветствие. В этот день принято приветствовать друг друга по-особому. Входящий в дом гость говорит хозяевам: «Христос воскресе!» — и слышит ответное: «Воистину воскресе!» Эти слова сопровождаются троекратными поцелуями. Такие торжественные действия в народе называются «христосования», то есть «христосоваться» — «поздравлять друг друга с Пасхой»….
В этот день у всех – хорошее настроение. Праздник есть праздник! Печалиться и грустить в этот день никак нельзя!
Древняя история Пасхи: с каких времен начинается
Многие по незнанию упрощают смысл торжества, не вдаваясь в историю. Только некоторые задумываются над вопросами:
Почему мы радуемся возгласу “Христос Воскресе!”, торжество же именуем названием “Пасха”?
Откуда появилась вся атрибутика торжества – крестный ход, взаимные приветствия, определенные кушанья, символика.
Пасхой называется ветхозаветный праздник, отмечаемый за несколько веков до рождения Иисуса и имеющий раньше совершенно другой смысл.
В библейском исходе рассказывается история евреев – народа, угнетаемого египетскими фараонами на протяжении веков. Правители не желали отпускать на свободу народ, строивший ему города. За это наделенный полномочиями от Бога пророк Моисей неоднократно обрушивал на Египет наказания, и только десятое из них подействовало. Им стало поражение всех первенцев – у людей и домашних животных. Казнь миновала еврейских младенцев – их жилища были заранее помечены кровью агнца (козленка или ягненка). Сами животные были съедены.
Испуганный фараон отпустил евреев, египтяне прогнали их в большой спешке. Совершился еврейский исход из египетских земель. Пришедшаяся на это время Пасха стала памятным торжеством, напоминающим об исходе. История иудейского праздника подчеркивается специальными молитвами, обедом, составленным из сладких салатов, мяса агнцев, трав с горьким вкусом. Такой обед ассоциируется с бесконечной горечью ига долгого рабства, сладостью свободы. Символом быстрых сборов стал пресный хлеб – тесту не хватило времени закиснуть.
Ночь исхода была началом отдельной истории народа евреев. От духовного же порабощения освободить евреев должен Мессия, которого иудеи ждут до сих пор каждую пасхальную ночь. Пасха давно преобразилась, стала истинно православным праздником, получившим иной смысл благодаря Воскресению Иисуса. К истинно верующим пришел Мессия-Христос, чтобы освободить их от духовного рабства. Он стал надеждой на вечную жизнь всего человечества.
Кто нас может спасти от вечной смерти?
Все мы, люди планеты Земля, похожи на этого больного. Мы все болеем, стареем и умираем. И все наши лекарства оказывают лишь временное лечащее действие.
Они не могут спасти нас от неминуемой смерти и дать вечную жизнь. А болезнь, которой мы все болеем, называется просто — грех.
Но, как и в этом примере, новое лекарство, которое может спасти нас от вечной смерти, уже выписано нашим любящим доктором — Богом.
…Плата греха — смерть, а дар Бога — вечная жизнь благодаря Христу Иисусу, нашему Господу. (Рим.6:23)
Всё казалось бы просто и понятно. Жизнь и смерть на чашах весов нашего бытия. Грех — это смерть, тяжёлое бремя всех людей. Но есть новое лекарство, которое может избавить нас от смерти — это Иисус. Но для многих непонятно одно: а как принимать это лекарство?
В нашем мире миллиарды людей считают себя христианами. Многие из них уверены, что, называя себя так, они уже застолбили себе местечко в вечной жизни.
Но согласитесь, если у вас высокая температура, то повторяя много раз вслух: «Аспирин, аспирин, аспирин, аспирин…» — температуру не сбить.
А чтобы вылечиться от серьёзной болезни нужны немалые усилия, а не просто самовнушение. Так как же принимать это «лекарство жизни»?
Бог любит мир так сильно, что отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь. (Иоан.3:16)
Из этих слов ясно видно, что вечная жизнь напрямую зависит от того, проявляем ли мы веру в Христа или нет. Но в каком смысле мы должны проявлять в него веру?
Что значит проявлять веру в Христа?
Сегодня даже многие атеисты верят, что Иисус — это реальная историческая личность. А мусульмане даже верят, что он был великим пророком. И что, это поможет им получить вечную жизнь? Конечно, нет. Даже просто «принять Иисуса в сердце» тоже недостаточно. Свет на этот вопрос проливает апостол Павел:
Ему не нужно, как тем первосвященникам, ежедневно приносить жертвы — сначала за свои грехи, а затем за грехи народа (он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя), (Евр.7:27)
Вот он ключ к разгадке — искупительная жертва Христа. Раньше евреям было нужно приносить в жертву животных, чтобы искупать свои грехи.
Это было тем лекарством, которое хотя и помогало отчасти, но полностью проблемы не решало. Жертва Иисуса — новое лекарство, которое способно сотворить чудо и дать человеку вечную жизнь.
Что, не верится? Но в этом вся и суть. Именно вера в то, что смерть Иисуса способна исцелить от смерти, и есть то, что нужно для вечного спасения.
Но большинство людей похожи на больного человека, который получив спасительное лекарство, просто его выбрасывает. Он не верит, что оно МОЖЕТ ему помочь.
Он не может поверить, потому что не понимает, КАК оно может ему помочь. Он не хочет верить, потому что не ДОВЕРЯЕТ доктору, который дал ему это лекарство. Он не верит доктору, потому что ПЛОХО ЗНАЕТ его.
Однажды мне довелось встретить пожилого баптиста. Он сходу осадил меня, сказав, что уже 30 лет изучает Библию, и я ему ничего нового рассказать не смогу.
Ну ладно, подумал я, если ты такой самодостаточный, то вразуми меня, олуха. Я задал ему детский вопрос:
Тогда у меня ещё не было компьютера, но теперь я могу сказать, что с ним тогда произошло — его windows 98 зависла. На том и распрощались.
Этот случай хорошо показывает, что даже многие из тех, кто читает Библию, понятия не имеют о том, как действует это лекарство жизни, как его принимать и в какое время.
Православная пасхальная служба
Всю Страстную седмицу, предшествующую Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, православные христиане совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.
Перед началом праздничной службы в храме читаются Деяния апостолов. Пасхальная служба, как и в древности, совершается ночью. Богослужение начинается за два часа до полуночи Воскресной полунощницей, во время которой читают канон Великой субботы «Волною морскою». На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь.
После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь (по солнцу, по часовой стрелке) с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это
напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. «Кто отвалит нам камень от гроба?» — недоумевают они.
Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице». Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют трижды тропарь празднику:
Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав.
После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. По окончании канона поется следующий утренний светилен:
Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, т.е. «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол читается из Деяний св. апостолов (Деян. 1, 1-8), Евангелие читается от Иоанна (1, 1-17), в котором говорится о воплощении Сына Божия Исуса Христа, называемого в Евангелии «Словом».
Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами.
Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Ин. XX, 19-23). Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня, поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Троицы.
Кондак празднику: