Устройство и работа рупорного громкоговорителя
Высокая эффективность рупорного громкоговорителя в большей степени обеспечивается конструктивными особенностями и оптимальным согласованием различных его частей (подсистем). Как и любой преобразователь электрической энергии на входе в акустическую слышимую энергию на выходе, рупорный громкоговоритель представляет собой устройство, состоящее из 2-х основных подсистем:
- Электро-механической
- Механико-акустической.
На рис.2, показано устройство (современного) рупорного громкоговорителя трансформаторного типа, в котором нас будет интересовать 6 основных компонент:
Рис.2 — Устройство рупорного громкоговорителя
- Согласующий (понижающий) трансформатор, позволяющий работать в трансляционных сетях (линиях) с повышенным напряжением от 30 до 120В звукового сигнала .
- Компрессионный драйвер – электродинамический преобразователь электрической энергии в акустическую.
- Входное устье.
- Концентрический канал.
- Собственно рупор.
- Выходное устье.
Согласующий трансформатор будет рассмотрен в примере далее. Компрессионный драйвер – электро-механическое устройство, состоящее из электромагнитной звуковой катушки (каркаса из алюминиевой фольги), и жестко скрепленной с ней купольной диафрагмой, изготовленной, как правило, из жестких материалов (титановая, бериллиевая, алюминиевая фольга, пропитанная стеклоткань и др.), рис.2 (б).
Драйвер жестко связан с рупором – трубой переменного сечения . Рупоры могут иметь различную форму и раскрыв. Наиболее распространены рупора с логарифмическим раскрывом, обеспечивающие усиление нижних частот и хорошие акустические характеристики. По размеру входного устья рупора делятся на узкогорлые (см. рис.1, 2) и широкогорлые; по форме выходного раскрыва — на круглые и прямоугольные. На выходе рупоров с прямоугольным раскрывом формируется т.н. двуполярная ДН, позволяющая формировать акустический дизайн озвучиваемого пространства. Высокую концентрацию звуковой энергии можно интерпретировать как дополнительное звукоусиление. Высокая эффективность РГ, при сохранении небольших размеров, достигается наличием дополнительного концентрического канала, усиливающего (разгоняющего) звуковую энергию.
Работа
Рупорный громкоговоритель работает следующим образом. Понижающий трансформатор, рис.3 (1) согласует импеданс высоковольтной линии с импедансом драйвера (понижает напряжение).
Рис.3 — Конструктив рупорного громкоговорителя: 1 — понижающий трансформатор, 2 — драйвер, 3 — рупор, 4 — акустический конус
Электрический звуковой сигнал со вторичной обмотки понижающего трансформатора поступает на вход компрессионного драйвера – электро-магнитного преобразователя электрического сигнала на входе в акустический сигнал на выходе, рис.3 (2). Диафрагма драйвера жестко скрепленная с катушкой – проволокой, намотанной на цилиндрический каркас, выталкивается из магнитного поля благодаря эффекту электромагнитной индукции, создавая продольные колебания воздуха. Звук, создаваемый диафрагмой, поступает во входное устье рупора, рис.3 (3), проходит через концентрический канал акустического конуса, рис.3 (4), усиливается и поступает в выходное устье рупора, создавая продольные колебания воздушной среды.
Сравнение
Выбирая, между традиционной и рупорной акустикой, у многих людей возникает вопрос – что лучше? На этот вопрос нет однозначного ответа, и споры будут продолжаться всегда. У каждой аудиосистемы есть свои плюсы и минусы.
В Hi-End системах положительные моменты следующие:
- высокое качество звучания;
- эффект присутствия при воспроизведении;
- «передача эмоций» исполнителя;
Но и минусы у рупорных систем тоже имеются:
- высокая стоимость;
- при установке занимают много места;
- сложная конструкция (собрать рупорную акустику Hi-End своими руками возможно, но требуется знание физических и геометрических законов).
Однозначно выбрать между Hi-End и Hi-Fi системами невозможно, поэтому каждый выбирает самостоятельно, что больше ему подходит.
Требуется помнить, что возможна установка дополнительных компонентов акустики, к которым относят точечные колонки, твитеры и другие подвиды оборудования, позволяющие улучшить звук при воспроизведении.
Как сделать рупор: пошаговая инструкция
Как самому сделать рупор
Именно так называлась статья в журнале “Радио всем” (№8, 1927 г.стр.187), а 28 Марта 2008 года, на Форуме любителей технической старины, я задал вопрос, об использовании рупора совместно с детекторным приемником. Ну и какого-то более-менее однозначного ответа о том как это все будет работать и из чего лучше сделать рупор – не последовало, а так как рупор сегодня найти в общем-то проблематично, решено было попробовать сделать его так, как описано в журнале “Радио всем”
Ну и конечно возникла идея сделать все в точности, как описано в статье, или по крайней мере очень близко к тому, что описано в журнале, с учетом современных материалов и инструментов, конечно.
Итак, для изготовления собственно рупора, использована плотная упаковочная бумага – до сих пор используется почтовыми отделениями для упаковки посылок. Дальше все как описано в статье. Единственный момент – в процессе “вытягивания” я использовал еще и газетную бумагу, для фиксации рупора. (фото 1) Клей – обычный ПВА.
История
Итак:
- Интересно будет знать о том, что самые первые в мире громкоговорители были рупорного типа. Они появились еще в 20-е годы прошлого столетия. Технология создания была единственной и делать другие акустические системы тогда просто не умели;
- Лет через десять появляются АС уже похожие на сегодняшние варианты традиционной акустики. Они завоевали сразу же большую популярность, а про рупорную акустику забыли. Тогда ошибочно считалось, что идеальным местом для рупорной акустики будет озвучивание больших пространств, а для приятного прослушивания музыки она просто не годится;
- Проходит еще лет десять и знаменитый американский инженер создает совершенно новую конструкцию рупорной акустики. Именно Пол Клипш (так звали инженера) доказал, что рупорная акустика позволит воспроизводить музыкальные композиции с очень высоким качеством.
Рупорная акустика Клипш
- Вторая половина прошлого века ознаменована появлением уже совершенно новых носителей. К тому же, появляются новейшие разработки и новые подходы для обработки и усиления звукового сигнала;
- Наконец, достигнув апогея модернизации и совершенствования, люди стали понимать, что звучанию так и не удалось придать «живости». И тогда взоры многих обратились к рупорной акустике, на которую приблизительно три года назад начинается настоящий бум.
Что это такое
Акустические системы рупорные
Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон требуемых частот. Этого бывает достаточно для передачи музыкальных композиций, но совершенно недостаточно для создания ощущения присутствия слушателя. Как скажет вам любой меломан, есть что-то такое, которое отвечает за передачу не просто музыки, мелодии, но и за передачу эмоций исполнителя. Рупорная акустика как раз отлично с этим делом справляется. Рупорная акустика устроена не так, как обычная. Динамик(см.Как выбрать динамики своими силами) в ней не совсем больших размеров и присоединяется он к рупору, увеличивающему громкость его звучания. Это можно сравнить с тем случаем, когда человек, чтобы докричаться до собеседника на большом расстоянии, складывает руки рупором.
Рупорные акустические системы
Что касается качественных рупорных динамиков, то стоят они всегда дорого. В них всегда задействованы магниты Alnico и диафрагмы из экзотических металлов. Собирается рупорная акустика всегда согласно строгим допускам и размерам. Одним словом, такая технология производства не может подразумевать никаких компромиссов и снижения затрат.
1000 евровый супертвиттер TAD
Приведем примеры. Двухдюймовый компрессионный драйвер TAD, используемый во всех моделях рупорной акустики Цезаро, стоит около 1 тысячи евро. В то же время, самый дорогой твиттер на сегодняшний день, это Скан Спик с бериллиевой диафрагмой и стоит он всего-то около 600 долларов.
Акустическая система свёрнутый рупор
Рупорная акустика для авто – это всегда уникальные изделия, выпущенные сериями. Имена некоторых золотыми буквами вписаны в историю автозвука. Например, это японская рупорная акустика Максоник, выпускающаяся с 1932 года. Сегодня Максоник представляет всегда высокотехнологичные изделия. При создании всегда применяются дорогие технологии с использованием магнитных систем в излучателях.
Рупор. Конструкция и расчет
Как известно, громкоговоритель может быть нагружен на рупор. Известны две модификации устройства рупорных головок. В первой из них, так называемой широкогорлой, горло рупора непосредственно примыкает к диффузору головки. За счет того, что устье имеет диаметр больше диаметра диффузора головки, направленность такого рупора острее направленности головки. Поэтому звуковая энергия концентрируется на оси рупора и звуковое давление здесь возрастает. Во второй модификации (узкогорлой) рупор сочленяется с диафрагмой (диффузором) головки через предрупорную камеру, играющую роль, аналогичную роли электрического согласующего трансформатора. Здесь согласуются механические сопротивления подвижной системы головки и горла рупора, что увеличивает нагрузку на диафрагму и как бы повышает ее сопротивление излучения, благодаря чему сильно повышается КПД. Таким образом, это дает возможность получить большое звуковое давление.
Имеется много различных типов рупоров, но практически наиболее часто применяют в бытовой аппаратуре экспоненциальный рупор, сечение которого изменяется по закону:
где S – площадь входного отверстия рупора,
β – показатель экспоненты.
На рис. 1 приведены различные профили рупоров:
Как можно вывести из формулы выше, поперечное сечение такого рупора увеличивается на одинаковое процентное значение через каждую единицу его осевой длины. Значение этого процентного приращения определяет нижнюю граничную частоту рупора. На рис. 2 представлена зависимость процентного приращения поперечного сечения на 1 см осевой длины от нижней граничной частоты. Так, например, чтобы обеспечить воспроизведение рупором нижней граничной частоты 60 Гц, площадь поперечного сечения должна увеличиваться на 2% через каждый 1 см его осевой длины. Эту зависимость можно представить и в виде следующего выражения:
где k – приращение площади поперечного сечения, %.
Для низких частот (до 500 Гц) это выражение упрощается и принимает вид: f гр.н = 27k
Если рупор делается квадратного или круглого сечения, то сторона квадрата или диаметр круга должны увеличиваться на каждый 1 см длины рупора на √ k процентов. Если же его делают прямоугольного сечения с постоянной высотой, то ширина сечения рупора должна увеличиваться на k процентов на каждый 1 см его длины.
Однако выдержать необходимое процентное увеличение сечения еще не достаточно для хорошего воспроизведения низких частот. Нужно иметь достаточную площадь его выходного отверстия – устья. Его диаметр (или диаметр равновеликого круга) должен быть:
Так, для нижней граничной частоты 60 Гц диаметр устья составит около 1,8 м. Для боле низких граничных частот размеры устья будут еще больше. Кроме того, рупорная головка, хорошо воспроизводя низшие частоты (выше f гр.н ), недостаточно хорошо воспроизводит широкий частотный диапазон. Учитывая это, целесообразно иметь две рупорных головки: одну для воспроизведения низких, а другую – для высоких частот. На рис. 3 представлен внешний вид и сечение такой АС с двумя рупорными головками и фазоинвертором для воспроизведения частот ниже f гр.н рупора.
Применение низкочастотных рупорных оформлений в жилых помещениях ограничено размерами помещения. Однако, если такая возможность имеется, то расчет рупора следует начинать, задавшись площадью устья по выбранной нижней граничной частоте, уменьшая сечение на процентов на каждый 1 см осевой длины до тех пор, пока не достигают площади сечения, равной площади диффузора головки. При этом, для того чтобы сопрячь головку с широкогорлым рупором, рупор должен иметь сечение той же формы, т.е. круглое или эллиптическое. Для узкогорлых рупоров идентичность фомы сечения и диафрагмы головки не обязательно, так как горло и диафрагма сочленяются через предрупорную камеру. Отметим, сто высота камеры должна быть существенно больше амплитуды колебаний подвижной системы головки во избежание возникновения сильных нелинейных искажений из-за несимметричности деформации объема воздуха в камере. Однако слишком большая высота предрупорной камеры ухудшает воспроизведение высоких частот.
Иногда, чтобы уменьшить габаритные размеры АС, применяют свернутые рупоры, различные конструкции которых показаны на рис. 4. Свернутые рупоры рассчитывают практически так же, как и обычные. При расчете профиля необходимо следить за тем, чтобы в местах перехода (сгиба колен) не было резких изменений сечений, вызывающих нерегулярности в частотной характеристике.
Монтаж
Перейдем к установке твитеров в авто. Для монтажа нам понадобятся:
- ВЧ динамики;
- крепления для монтажа;
- фильтр первого порядка (конденсатор);
- провода.
Во-первых, нужно определиться, как вы будете подключать твитеры. Есть несколько вариантов, самый дешевый и самый популярный — это параллельное подключение к НЧ динамикам через конденсатор. Более профессиональный вариант — это поканальное подключение к усилителю или к процессору, или процессорной магнитоле.
При параллельном подключении к «мидбасу», берем двухжильный кабель, с сечением не менее 1.5 мм и припаиваем «плюс» к «плюсу», а, «минус» соответственно, к «минусу» кабеля, идущего на НЧ динамик.
Согласно инструкции по эксплуатации автомобиля, разбираем торпедо и снимаем стойки. Аккуратно прокидываем провода, тем самым, делая скрытый монтаж. После этого нужно подключить конденсатор. Следует напомнить, что конденсатор выполняет роль фильтра первого порядка и срезает ненужные частоты с крутизной среза 6 ДБ на октаву. Наш пассивный кроссовер припаивается на плюсовой провод, который идет к твитеру. Если этого не сделать, то динамик просто сгорит
Если вы намерены подключать «пищалку» к усилителю, важно помнить, что нужно включить фильтр высоких частот и выбрать частоты фильтрации 4 кГц. В дальнейшем ее нужно будет настроить, в зависимости от того, какой диапазон частот играет НЧ динамик в двух-полосной системе, или СЧ динамик в трех-полосной системе
На торпедо твитер крепится в чашке на двухсторонний скотч. В большинстве случаев он идет в комплекте с динамиками. Если его в комплектации не предусмотрено, скотч можно купить в любом хозяйственном магазине.
Что касается установки в стойку, то здесь установка происходит также на двухсторонний скотч. Но в таком случае не получится направить его в салон. Для этого нужно обратиться к профессионалам, чтобы они врезали в вашу стойку специальное отверстие. В таком случае все будет выглядеть наиболее эстетично. Также пищалку можно врезать в дверную карту. Для этого в двери вырезается круглое отверстие, а после этого, с помощью монтажного комплекта, устанавливается пищалка
Важно помнить, что если вы будете устанавливать динамик твитер на двухсторонний скотч, то вы всегда сможете изменить направленность излучения мембраны. Но если вы установите его статично, изменить направление уже не получится
Профессиональные инсталляторы рекомендуют перед окончательной установкой попробовать все варианты исполнения, только в этом случае удастся сформировать правильную сцену. Как сказано ранее, правильная установка твитеров в авто может потребовать серьезные вмешательства в конструкцию передних стоек или дверных карт. Если твитеры будут устанавливаться в торпедо, то нужно будет делать крупные отверстия. В большинстве случаев данная операция необратима. Поэтому на ум приходит старая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Как установить кросоверы для колонок
Чтобы не было проблем, как подключить кроссовер для колонок, нужно соблюдать правила монтажа. Нельзя прокладывать вместе силовые и акустические кабели. Это может вызвать низкочастотные наводки в колонках. Такой же эффект вызывает перекрещивание кабелей.Полосовой ограничитель не является устройством, в работу которого требуется какое-либо вмешательство, поэтому блоки можно размещать в любом удобном месте. Главное чтобы туда не попадала пыль, грязь и не было повышенной температуры. Блоки не имеют герметичного корпуса, поэтому негативные внешние факторы могут привести к нарушению внутренних паек и отказу акустической системы. Концы медного кабеля, перед зажимом под винт, желательно облудить тонким слоем припоя. Это снизит окисление меди и возникновение оксидной плёнки. Особенно опасно нарушение контакта между динамиком и усилителем. Отсутствие нагрузки приводит к пробою выходных транзисторов.
Некоторые модификации кроссоверов состоят из двух последовательных фильтров первого порядка. Такие модели имеют на лицевой стороне переключатель ослабления сигнала. При подключении фильтра первого порядка ослабление ненужной полосы частот составляет 6 dB на октаву. Конструкция кроссовера позволяет подключить второе звено и получить ослабление уже 12 dB. При подключении кроссовера к динамикам желательно чтобы органы управления фильтром были доступными.
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам в течение 48 часов!
Твитер – это такой тип динамика, который воспроизводит верхний диапазон частот (2000 гц – 20000 гц). Качество его звучания напрямую зависит от угла, под которым он расположен к слушателю. Установка твитеров в авто может выполняться как при помощи специалистов, так и собственными силами.
Для каждой полосы — свой динамик и вариант акустического оформления
Не стоит забывать, что в случае с широкополосным динамиком, ему понадобится один собственный кабинет с тщательно просчитанными характеристиками. Но если мы имеем дело с двух- или более полосной системой, то излучатель каждой полосы частот должен получить свое отдельное акустическое оформление.
Существовали различные воззрения на максимальное необходимое количество частотных полос в акустике. В некоторых образцах колонок семидесятых годов прошлого столетия, например, таких полос могло быть до 5–7. Сейчас пришли вроде бы к оптимальному количеству полос для полноразмерных акустических систем — от двух до четырех. В полочных и бюджетных напольных системах чаще делают две полосы, а более серьезные модели могут вдобавок к трем полосам иметь излучатель самых верхних частот, который называют супертвитером.
Некоторые разработчики очень много внимания уделяют форме камер драйверов
Чаще всего полноразмерная напольная колонка имеет три полосы, и тогда практически весь объем кабинета отдается под акустическое оформление низкочастотного динамика/ов. Среднечастотник имеет свой собственный бокс внутри корпуса колонки, который полностью изолирует заднюю сторону диффузора динамика от влияния низкочастотника. Что касается твитера, то тыльная сторона мембраны работает на небольшой объем, образованный конструкцией самого динамика, либо на специально сформированные дополнительные полости, например, в виде трубки.
Спереди пищалка чаще всего имеет вариант рупорного оформления, который в последнее время часто называют волноводом. Это рупор широкого раскрытия, рассчитанный таким образом, чтобы диаграмма направленности пищалки соответствовала всем остальным излучателям, формируя правильную область прослушивания, то есть область, в которой звучание нашей колонки будет наиболее качественным.
Как изготовить елку из бумаги своими руками
Первым делом встает вопрос, Куда их вставлять? Я решил сделать в уголки зеркал. В стойки смотрится как то очень грубо, занимает много места для обзора и направление рупоров я думаю желает лучшего Так же с открытыми дверьми музыку уже на улице не послушаешь правда я не любитель этого! Цена всех подиумов примерно одинаковая от до т. Не зависимо от того то ли это маленькие подиумы в уголки зеркал или большие под 2 динамика и рупор. И как то стало жалко отдавать 3 рубля за какие то маленьких подиумы в уголки. После чего пришел к выводу что буду делать сам, не имея опыта и особых навыков, опираясь на статьи с форумах и советов добрых людей. Первым делом нужны были проставочные кольца, цена в интернете в среднем за пару колец р и опять же цена не радует Исходя из этого я подумал, а сделаю как я их сам! К сожалению фрезера у меня нету и взять его тоже не у кого, пришла мысль сделать кольца из эпоксидной смолы.
Где установить
Производители предлагают автолюбителям устанавливать твитеры как можно выше. Желательно на уровне ушей. Однако сделать это в автомобильном салоне бывает довольно затруднительно. Поэтому чаще всего рупора размещаются:
- в уголках автомобильных зеркал;
- на передней панели автомобиля.
В первом случае компактные громкоговорители довольно органично вписываются в салон автомобиля и не мешают водителю управлять автомобиля. Однако для установки твитера в уголках боковых зеркал потребуется специальный подиум, который довольно трудно изготовить в домашних условиях.
Второй вариант размещения рупоров возможно выглядит не так эстетично. Зато установить твитер на передней панели можно на стандартном подиуме. Кроме того, можно просто прикрепить компактный громкоговоритель к корпусу панели при помощи обычного двустороннего скотча.
Теперь поговорим о направлении динамиков. В настоящее время твитеры располагают двумя способами:
- по диагонали (левый рупор на правое кресло, а правый твитер — на левое сиденье);
- прямо на аудиторию (оба рупора «глядят» на водительское сиденье).
Выбор в этом случае зависит от предпочтений владельца автомобиля и особенностей автомобильного салона.
Пользуется популярностью и еще один вариант размещения твитера. Речь в этом случае идет о мощных аудиосистемах с низкочастотным усилителем, каждый из элементов которой — рупор ВЧ, динамик СЧ и усилитель НЧ — размещается в своем отделе специального корпуса. Такие аудиосистемы достаточно громоздки и размещаются в багажнике машины.
Другие особенности
На сегодняшний день самым распространенным вариантом твитера является электродинамическая система. Конструктивно она состоит из корпуса, магнита, катушки с обмоткой, диафрагмы с мембраной и запитывающих проводов с клеммами. При подаче сигнала, в катушке протекает ток, образуется электромагнитное поле. Оно взаимодействует с магнитом, возникают механические колебания, которые передаются на диафрагму. Последняя создаёт акустические волны, слышен звук. Чтобы повысить эффективность звуковоспроизведения, мембрана имеет специфическую купольную форму.Автомобильные твитеры, как правило, используют шелковые мембраны. Для получения дополнительной жесткости мембрану пропитывают специальным составом. Шелк характеризуется возможностью более эффективно справляться с высокими нагрузками, температурными перепадами и сыростью.В наиболее дорогих твитерах мембрана изготовляется из тонкого алюминия или титана. Встретить подобное можно только на очень престижных акустических системах. В обычной аудиосистеме автомобиля они попадаются довольно редко. Наиболее же дешевым вариантом является бумажная мембрана.
Помимо того, что звучание хуже, чем в двух предыдущих случаях, такое оборудование имеет крайне малый срок эксплуатации. И это неудивительно, поскольку бумага не может обеспечить качественную работу твитера в условиях низкой температуры, повышенного уровня влажности и высокой нагрузки. Когда машина повышает обороты двигателя, может ощущаться посторонний звук.
Не забудьте, что настроить пищалку можно и с помощью магнитолы. Даже в самых дешевых моделях имеется возможность настройки высоких частот. В частности, модели среднего ценового диапазона имеют встроенный эквалайзер, значительно упрощающий задачу.
Установка динамиков в двери
Установка колонок в двери — сам по себе процесс очень лёгкий, если вам нужно попросту поменять старые динамики на новые. Но если вы впервые занялись установкой передних колонок, то уровень сложности зависит от наличия проводки в дверях, наличия места для динамиков. К счастью, наши авто с завода снабжаются боковыми подиумами под динамики с кармашками, так что, это уже минус одна проблема.
Правильная установка динамиков в передние двери заключается в том, что динамики должны крепиться строго на своих местах и должны быть правильно подключены полярности как проводов, так и самих динамиков. К вопросу установки передних динамиков, каждый подходит по своему: кто то просто крепит новые динамики, кто то заодно делает шумо и вибро изоляцию для более качественного звучания.
- Откручиваем 3 самореза крепление подиумов, откручиваем крепление динамиков и снимаем разъёмы.
- Ставим новые, плотно закручиваем и ставим подиумы.
Рупорная акустика в авто
Не стоит говорить, что все автомобильные традиционные АС не позволяют добиться высокого качества звучания. Дело не в чем-нибудь, а в тесном салоне. Вот рупорные акустические системы дадут шанс значительно возвеличить звук, создать эффект присутствия (как будто сидишь в студии или на концерте). Объяснить все можно просто: рупор увеличивает расстояние, на которое распространяются звуковые волны, одновременно увеличивая плотность звука и придавая характерную мелодичность. Технические решения размещения такой акустики в автомобиль могут быть разными:
- Так, самым популярным способом является установка громкоговорителя спереди, фронтально на стенке корпуса, внутри которого образуется основной волновод. Он имеет выходное отверстие наружу;
- Другой вариант подразумевает рупорную систему, где есть НЧ громкоговоритель. Его помещают в отдельный корпус. Той же участи следуют ВЧ и СЧ динамики, которые тоже помещаются в соответствующий корпус в отдельности друг от друга.
Область применения рупорных громкоговорителей
В настоящее время РГ имеют очень широкое применение и используются для трансляции звуковых сигналов определенной частоты — тональных сигналов, используемых для привлечения внимания в различных тревожных ситуациях, а также для трансляции речевых сообщений. РГ имеют качество достаточное для трансляции не только речевых сообщений, но также и музыкальной трансляции (хотя и с ограниченным качеством).
РГ широко используются для различного назначения:
- В системах оповещения о пожаре (СОУЭ)
- В системах оповещения о чрезвычайных ситуациях (ЧС): объектовые системы оповещения (ОСО)
- локальные системы оповещения (ЛСО)
- централизованные системы оповещения (ЦСО)
В системах громкоговорящей связи (СГГС)
В системах трансляции и звукового обеспечения (СЗО).
Так, например, в системах оповещения о пожаре и о ЧС, кроме аварийных сообщений они могут использоваться для трансляции тонального сигнала (сирены), в системах СГГС для трансляции служебных сообщений, в системах СЗО для трансляции фоновой музыки и рекламы.
Соответствие требований нормативной документации (НД) и области применения РГ, представлено в блок схеме, рис.1:
Рис.1 — Область применения рупорных громкоговорителей
В каждой из этих систем к громкоговорителям предъявляются свои нормативные требования, однако опирающиеся на общие понятия и методы измерений, см. рис.1.
Приведем некоторые отличия требований различных ГОСТов. Так, например, требования к частотному диапазону и неравномерности в указанном диапазоне согласно П.6.2.1.11 ГОСТ 53325-2012:
Диапазон воспроизводимых частот должен быть указан в ТД на речевые пожарные оповещатели конкретных типов, но не уже чем от 500 до 3500 Гц при неравномерности частотной характеристики в диапазоне не более 16 дБ.
Согласно требований к специальному оконечному средству оповещения П.5.3.5 ГОСТ 42.2.01-2014:
Диапазон воспроизводимых частот звукового тракта должен быть 0,3-3,4кГц.
Для урегулирования несоответствий по нижней частоте (500Гц — в первом случае и 300Гц — во втором), пришлось обратиться к требованиям ГОСТ Р 53033- 2008, в котором (в Таб.1) указан способ определения качества рупорного громкоговорителя для четырех групп, различающихся электрическими и электроакустическими параметрами, Таб.1.
Таблица 1
РГ первой группы предназначены для высококачественного воспроизведения звуковых сигналов на открытых пространствах и в закрытых помещениях, (например, стадионы, парки, эстрадные площадки и т.п.);
РГ второй группы предназначены для воспроизведения звуковых сигналов на открытых пространствах в условиях повышенного уровня шума (например, городские улицы, перроны вокзалов и т.п.);
РГ второй и третьей группы предназначены для воспроизведения звуковых сигналов в производственных условиях с высоким уровнем шума (например, цеха заводов, шахты, карьеры и т.п.).
Каждой из групп предъявляется соответствующее требование к искажениям и неравномерности, для чего используется такой параметр как характеристическая чувствительность, Таб.1:
Способы определения характеристической чувствительности и других параметров РГ мы рассмотрим далее.
Список литературы
- ГОСТ Р 53325-2012 “Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний”.
- ГОСТ Р 42.3.01-2014 “Технические средства оповещения населения”.
- ГОСТ Р 53033-2008 “Громкоговорители рупорные”.
- ГОСТ Р 53575-2009 (МЭК 60268-5:2003) Громкоговорители. Методы электроакустических испытаний.
- Cвод правил СП-3-13130-2009 от 2009 г. “Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей”.
- Ш.Я. Вахитов, Ю.А. Ковалгин, А.А. Фадеев, Ю.П. Шевьев. Акустика (Москва, 2009г.).
- ГОСТ 31295.2-2005. Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета, дата введения 2007-01-01.
Заместитель генерального директора Группы компаний ESCORT по научно-техническому развитию Кочнов Олег Владимирович