Барометрический альтиметр
С помощью данного прибора возможно определение относительной высоты полета. Это устройство работает за счет измерения давления в атмосфере. Всем известно, что с поднятием на высоту атмосферное давление уменьшается. Именно за счет данного принципа и работает высотомер. В действительности он измеряет не высоту, а давление атмосферного воздуха, на основе которого определяется высота.
Конструктивно альтиметр представляет собой запаянную коробку, которая имеет мембрану. С изменением давления мембрана меняет свое положение. К ней между мембраной и стрелкой прибора существует соединение. В силу этого малейшие изменения мембраны отображаются стрелкой на проградуированной шкале.
Такие высотомеры установлены на летательных аппаратах с небольшой максимальной высотой полета. Прибор имеет сходство с часами, поскольку он имеет круглую форму и две стрелки. Основным отличием является то, что табло разделено на 10 секторов. Одна из стрелок, перемещаясь на одно деление, отмечает высоту в 100 метров, а вторая, меньшая, отмечает изменение высоты на 1 километр.
Более современные барометрические высотомеры позволяют измерять высоту до 20 километров над уровнем моря. Нужно отметить, что эта конструкция неофициально считается стандартом в авиастроении. Также существуют альтиметры с одной стрелкой, полный оборот на 360 градусов отвечает одному километру высоты.
Нужно отметить, что иногда необходима ручная настройка высотомера с учетом наземного давления на аэродромах, тем более когда они расположены в горных районах. Из-за неправильной настройки высотомера случилось много катастроф, риск увеличивается при нулевой видимости.
В странах СНГ принято устанавливать давление на приборе такое же, как и давление аэродрома, на который проводится посадка, это можно считать точкой отсчета. Западные страны в качестве точки отсчета высоты используют давление на уровне моря.
Еще одной точкой отсчета высоты является так называемая линия эшелона. Эшелон – это стандартное давление в 760 мм рт. ст., которое наступает на высоте. Это условная линия высоты с постоянным давлением. Данная условная линия отсчета высоты является стандартом для авиации всего мира. Нужно отметить, что посадка всех летательных аппаратов запрещена без уточнения атмосферного давления над аэродромом. Требования ИКАО гласят об обязательном наличии на борту диспетчерского альтиметра, который кроме показа высоты сигнализирует самолетному ответчику, все это позволяет авиадиспетчерам определить реальную высоту полета судна.
Существуют небольшие высотометры, которые используют десантники и парашютисты для прыжков. Данный прибор имеет небольшую массу и размер, корпус изготовлен из ударопрочного материала. Такие системы устанавливаются на парашютах. На данный момент используют и электронные приборы, которые сигнализируют о прохождении заданных высот.
Терминология загрузки и центровки
Reference Datum — Базовая плоскость — воображаемая вертикальная плоскость, от которой отсчитываются расстояния по горизонтали для центровочных нужд.
Station — База — расстояние по продольной оси фюзеляжа, отсчитанное от базовой плоскости.
Arm — Плечо — горизонтальное расстояние от базовой плоскости до центра тяжести предмета.
Moment — Момент — произведение веса предмета на его плечо.
Center of Gravity (C.G.) — Центр тяжести — точка, относительно которой самолет или оборудование сбалансированы при отсутствии внешних воздействий. Расстояние до центра тяжести от базовой плоскости может быть определено как частное от деления суммарного момента на общий вес самолета.
C.G. Arm — Плечо центра тяжести — находится путем деления суммы элементарных моментов самолета на общий вес.
C.G. Limits — Предельная центровка — предельное расположение центра тяжести, при котором самолет с заданным весом сохраняет устойчивость.
Standard Empty Weight — Стандартный вес пустого самолета — вес с учетом невырабатываемого остатка топлива, при полной заправке самолета техническими жидкостями и двигателя маслом.
Basic Empty Weight — Базовый вес пустого самолета — стандартный вес пустого самолета плюс вес дополнительного оборудования.
Useful Load — Полезная нагрузка — разность между максимальным рулежным весом и базовым весом пустого самолета.
Maximum Ramp Weight — Максимальный рулежный вес — максимально допустимый вес для наземного маневрирования (включая вес топлива, используемого для запуска двигателя, руления и разбега).
Maximum Takeoff Weight — Максимальный взлетный вес — максимально допустимый вес для начала разбега при взлете.
Maximum Landing Weight — Максимальный посадочный вес — максимально допустимый вес для приземления.
Tare — Вес вспомогательных устройств, используемых при взвешивании самолета и влияющих на показания весов. Вес тары вычитается из показаний весов для получения действительного (чистого) веса самолета.
!!Рекомендуем: Семейная Энциклопедия Здоровья ⇒ Обучение ⇒ Консультация аналитика
Вы также можете оставить свои комментарии в разделе «Обсуждение» внизу страницы.
Рекомендуем оформить подписку на новости данного раздела. Для этого нажмите на кнопку «Подписаться», расположенную внизу каждой страницы.
Вернуться на Оглавление
Терминология характеристик самолета и планирования полета
Demonstrated Crosswind Velocity — Продемонстрированная поперечная составляющая скорости ветра — скорость, для которой в ходе сертификационных испытаний была продемонстрирована возможность адекватного управления самолетом на взлете и посадке. Данное значение не рассматривается в качестве ограничения.
Usable Fuel — Вырабатываемый запас топлива — количество топлива, принимаемое в расчет при планировании полета.
Unusable Fuel — Невырабатываемый запас топлива — количество топлива, которое не может быть использовано в полете.
GPH — Gallons Per Hour — расход топлива (галлонов/час).
NMPG — Nautical Miles Per Gallon — расстояние (в морских милях), которое может быть пройдено на одном галлоне топлива при определенной мощности двигателя и/или полетной конфигурации.
g — Ускорение свободного падения.
Общая терминология и обозначения воздушной скорости
KCAS — Knots Calibrated Airspeed (индикаторная земная скорость) — приборная воздушная скорость в узлах, исправленная на величину инструментальной и аэродинамической поправок. Соответствует KTAS (истинной воздушной скорости) на уровне моря по стандартной атмосфере.
KIAS — Knots Indicated Airspeed — приборная воздушная скорость в узлах по указателю скорости (без учета поправок).
KTAS — Knots True Airspeed — истинная воздушная скорость в узлах — скорость воздушного судна по отношению к невозмущенному воздушному потоку. Численно равна значению индикаторной земной скорости (KCAS), откорректированной на величину высотной и температурной поправок.
VA — Manuevering Speed — маневренная скорость — максимальная скорость, на которой допускаются резкие движения рулями.
VFE — Maximum Flap Extended Speed — наибольшая допустимая скорость с закрылками, выпущенными в заданное положение.
VNO — Maximum Structural Cruising Speed — максимальная конструкционная крейсерская скорость — превышение данной скорости допустимо только в спокойном воздухе, с соблюдением мер предосторожности.
VNE — Never Exceed Speed — непревышаемая скорость — предел скорости, который не может быть превышен ни при каких условиях.
VS — скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, на которой самолет управляем.
VSo — скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета, на которой самолет управляем в посадочной конфигурации с максимальной передней центровкой.
VX — Best Angle-of-Climb Speed — скорость наилучшего угла набора высоты, на которой наблюдается наибольший прирост высоты по отношению к пройденному расстоянию по горизонтали.
VY — Best Rate-of-Climb Speed — скорость наилучшего темпа набора высоты, обеспечивает наибольший прирост высоты за единицу времени.
GPS-высотомер
В авиации высоту можно вымерять с помощью современных GPS-приемников. Этот прибор работает за счет посыла сигналов на несколько спутников, которые находятся на постоянных орбитах движения. Математические вычисления прибора позволяют точно определить координаты летательного аппарата и его высоту. Высота измеряется относительно модели земли типа WGS84. Нужно отметить, что прибор GPS работает со спутниками. Так с помощью связи с двумя спутниками можно установить точные координаты. Чтобы определить высоту полета, необходима связь с тремя спутниками. Работа высотомера GPS имеет значительно больше преимуществ, нежели барометрические и радиотехнические приборы, поскольку определение высоты не зависит от показателей давления, пересеченной местности и крена летательного аппарата.
Все же некоторые недостатки существуют и в таких приборах. При использовании на скоростных истребителях очень быстрое снижение не позволяет приборам отображать реальные показатели. В подобной ситуации вычислительному прибору необходимо время на отправление и получение сигнала от спутника, подобные задержки могут достигать одной секунды. Более новые модели GPS-альтиметров имеют возможность учитывать скорость снижения, что делает их более точными.
Для небольших высот более точными и надежными являются все же барометрические и радиотехнические высотомеры, поскольку на них не влияет отражение сигналов от поверхности и помех от наземных электрических систем.
Бытовые GPS-системы, которые используются в автомобилях или мобильных телефонах, могут иметь отклонение от точности на 10 метров, этого достаточно для эффективного ориентирования на местности. Военные и спецслужбы США используют закрытый и более точный канал GPS под названием L1, который позволяет измерять точность высоты до нескольких сантиметров.
Радиотехнический альтиметр
Высотометр радиотехнического типа позволяет отображать высоту полета за счет посыла электронной волны в направлении земли, после чего она отбивается и принимается прибором на борту самолета. Анализируется время возвращения сигнала, определяется высота самолета над поверхностью земли. Основным отличием от барометрического высотомера является то, что определяется реальная высота, а не относительная. Кроме того, это устройство отображает высоту с большей степенью точности.
Все же на практике прибор эффективен на небольших высотах, поскольку для большой высоты необходим мощный излучатель сигналов и соответствующее оборудование для фильтрации и устранения помех.
Система состоит из передатчика типа СВЧ и антенны, которая расположена на нижней части фюзеляжа самолета. Также имеются отражатели и приемники сигналов, система обработки и отображения на приборной доске в кабине пилотов. Радиотехнические альтиметры делятся на два типа. Первые работают на высотах до 1,5 километра в непрерывном режиме. Вторые работают в диапазоне от 1,5 и до 30 километров, но они функционируют в импульсном режиме. Все высотомеры имеют сигнальные системы малой высоты полета, которые звуком и светом сообщают о понижении высоты от предварительно заданной.
Недостатком данного прибора является то, что луч от передатчика направлен четко вниз. За счет этого эффективным радиотехнический альтиметр можно считать только на равнинной местности и совершенно бесполезным в горных районах. Кроме того, при большом крене машины прибор показывает завышенные показатели, что не отвечает действительности. Говоря о безопасности, необходимо отметить, что такие приборы подают мощные коротковолновые импульсы, которые наносят урон биосфере.